Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Бернард Хайтинк (Bernard Haitink)

15.04.2011 в 14:17.

Виллем Менгельберг, Бруно Вальтер, Пьер Монте, Эдуард ван Бейнум, Эуген Йохум — таков блестящий перечень артистов, руководивших в XX веке знаменитым оркестром «Консертгебау» в Амстердаме. Тот факт, что несколько лет назад этот список пополнился именем молодого нидерландского дирижера Бернарда Хайтинка, уже сам по себе достаточно красноречив. Вместе с тем назначение на столь ответственный пост явилось и признанием его таланта, результатом успешно начатой и весьма стремительной карьеры.

Бернард Хайтинк окончил Амстердамскую консерваторию как скрипач, но после этого стал посещать дирижерские курсы Нидерландского радио, которые вел Ф. Лейтнер в Хилверсуме. Дирижерскую практику он проходил в Штутгартской опере, под руководством своего учителя. Еще в 1953 году Хайтинк был скрипачом в филармоническом оркестре радио Хилверсума, а в 1957 году возглавил этот коллектив и проработал с ним пять лет. За это время Хайтинк освоил огромное количество произведений, выступал со всеми оркестрами страны, в том числе неоднократно на протяжении ряда лет стоял по приглашению Бейнума за пультом «Концертгебау».

После смерти Бейнума молодой артист разделил с маститым Э. Йохумом пост главного дирижера оркестра. Хайтинку, не имевшему достаточного опыта, не сразу удалось завоевать авторитет музыкантов и публики. Но уже через два года критики признали его достойным продолжателем дела выдающихся предшественников. Опытный коллектив полюбил своего руководителя, помог возмужать его таланту.

Ныне Хайтинк прочно занимает место среди наиболее одаренных представителей европейской дирижерской молодежи. Это подтверждают не только его успехи на родине, но и гастрольные выступления в крупнейших центрах и на фестивалях — в Эдинбурге, Берлине, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Праге. Высоко оценены критикой многие записи молодого дирижера, в том числе Первая симфония Малера, поэмы Сметаны, «Итальянское каприччио» Чайковского, сюита «Жар-птица» Стравинского.

Талант дирижера разносторонен, он привлекает ясностью и простотой. «Что бы он ни дирижировал,— пишет немецкий критик В. Швингер, — вас не покидает ощущение свежести и подкупающей естественности». Его вкус, чувство стиля я формы особенно ярко проявляются в исполнении поздних симфоний Гайдна, его же «Времен года», симфоний Шуберта, Брамса, Брукнера, «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Часто исполняет Хайтинк и сочинения современных нидерландских композиторов — X. Бадингса, ван дер Хорста, де Леува и других. Наконец, удачными оказались и его первые оперные постановки — «Летучий голландец» и «Дон-Жуан».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

В 1967—1979 годах был главным дирижёром Лондонского филармонического оркестра, в 1978—1988 годах — художественным руководителем Глайндборнского оперного фестиваля. В 1987—2002 годах Хайтинк возглавлял знаменитый лондонский оперный театр Ковент-Гарден, затем на протяжении двух лет руководил Дрезденской государственной капеллой, но в 2004 году расторг четырёхлетний контракт из-за разногласий с интендантом (директором) капеллы по организационным вопросам. В 1994—2000 годах руководил Молодёжным оркестром Европейского союза. С 2006 года Хайтинк — главный дирижёр Чикагского симфонического оркестра; первый сезон работы принёс ему в 2007 году звание «Музыкант года» по версии ассоциации профессиональных музыкантов «Musical America».

Публикации

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова