Эркель. Опера «Бан Банк»

Глава №139 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях. Либретто Бени Эгрешши по мотивам драмы Йожефа Катоны.

Премьера — 9 марта 1861 г. в Пеште.

Действующие лица: Эндре II, король Венгрии — баритон; Королева Гертруда, его жена — меццо-сопрано; Отто, брат Гертруды, герцог Моравии — тенор; Бан Банк, наместник Венгрии — тенор (в некоторых переработках — баритон или бас); Мелинда, жена Банка — сопрано; Тиборц, крестьянин — баритон; Биберах, странствующий рыцарь — баритон.

Действие первое

Картина первая. Зал в королевском замке. Венгерский король Эндре II находится в военном походе вдалеке от родины. В его отсутствие королева Гертруда, немка по происхождению, и ее приспешники проводят время в кутежах и веселье. Здесь не слышны стоны и жалобы простых людей страны, изнемогающих от насилия и произвола.

Здесь же и патриоты, «непримиримые», но они держатся в стороне от общества королевы и с болью в сердце смотрят на тех, кто разоряет страну, повергая всю нацию в нишету и отчаяние. Во главе непримиримых стоит бан Петур — правитель провинции Бихар. Собравшись вместе, мятежные вельможи, стремясь усыпить бдительность своих врагов, просят Петура спеть. На эту просьбу бан отвечает волнующей «горькой застольной песней» (на стихи великого венгерского поэта Верешмарти).

Наместник короля, бан Банк, объезжает страну, чтобы выслушать жалобы народа и отыскать способ избавить страну от бедствий. Его жена, Мелинда, по приказу королевы, должна была остаться при дворе.

Младший брат королевы, Отто, преследует Мелинду своей любовью, но она гордо отвергает все домогательства герцога.

Толпа гостей в соседнем зале садится к столу, Петур остается один.

Появляется Банк, он тайно вернулся во дворец. По просьбе Петура, он прервал свою поездку. Петур рассказывает Банку, что готовит заговор против королевы. Он пытается уговорить Банка стать во главе заговорщиков, но Банк с возмущением отвергает это предложение, более того, он даже угрожает Петуру как предателю. Но Петур тверд в своем решении, он открыто говорит Банку, что пароль заговорщиков — «Мелинда»!

Банк потрясен этими словами.

Петур лишь намекает относительно Мелинды, Биберах же, этот подлый, двуличный интриган, обиженный надменным герцогом Отто, говорит прямо, что герцог добивается любви Мелинды, и если бан пожелает, он, Биберах, отведет его к той лестнице, где влюбленный герцог поджидает супругу Банка.

Слова эти сразили Банка. Он обещает Петуру, что ночью придет на встречу заговорщиков.

Вошедшая толпа придворных уже не находит Банка в зале.

Вихрем кружатся танцующие пары, среди них и Отто, который и здесь преследует Мелинду своими домоганиями. Королева Гертруда подбадривает брата.

Картина вторая. На одной из лестниц дворца Отто подстерегает Мелинду. Но та снова с презрением отвергает его бурные любовные признания. Она любит лишь своего мужа, бана Банка. Двуличный Биберах сообщает о встрече Мелинды и Отто Банку, который появляется в тот самый момент, когда Мелинда с возмущением покидает Отто. Однако наместник видел их вдвоем на лестнице, и этого достаточно для того, чтобы в душе Банка рухнул целый мир.

Возвратившийся Отто жалуется Бибераху, что Мелинда отвергла его любовь. Биберах, который, не останавливаясь ни перед чем в своей подлости, «служит» то Банку, то герцогу Отто, предлагает герцогу два порошка.

Один порошок усыпит королеву, а другой зажжет страсть в сердце Мелинды и сломит ее добродетель.

С сатанинским злорадством смотрит Биберах вслед убегающему герцогу. Наконец-то он сможет привести к гибели всех тех, кому он завидует, кого ненавидит, тех, кто презирает его как ничтожного проходимца.

Картина третья. Королева Гертруда отпускает гостей с празднества. Мелинда благодарит ее за гостеприимство, но с такой горькой насмешкой в голосе, что надменная королева чувствует себя кровно оскорбленной.

Действие второе

Картина первая. Стена Вишеградской крепости. Бан Банк горюет о гибели родины, о своей тяжелой судьбе. Появляется старик-крестьянин. Он изливает свои жалобы наместнику; жена его больна, дети голодают, сам он оборван и беден.Голод чуть было не заставил его воровать, и только честь и порядочность помогли ему избежать греха.

Банк узнает в старике-крестьянине Тиборца, который некогда спас его от клинка подлого убийцы.

Приходит Биберах и приносит Банку весть, что низкий план герцога Отто увенчался успехом. Вбегает обезумевшая, обесчещенная Мелинда с ребенком на руках. Банк, в припадке жгучей душевной боли, проклинает собственного сына. Мелинда же, с сердцем, полным самообвинения и горечи, умоляет супруга убить ее, но не трогать ребенка. Гнев Банка смягчается. Он поручает несчастную жену и сына Тиборцу, который должен проводить их в замок Банка.

Картина вторая. Банк приходит к Гертруде, к «королеве-своднице». Он требует ответа за разорение страны, за невыразимые страдания народа и за честь Мелинды. Королева надменно отвергает слова Банка и требует от него безусловного повиновения.

Их ссора становится все более жаркой. Гертруда поднимает кинжал, но Банк выхватывает у нее оружие и убивает королеву.

Действие третье

Картина первая. Тиборц с обезумевшей Мелиндой и ее маленьким сыном подходят к берегу Тисы. Надвигается страшная гроза. Преданный старик сзывает к лодке рыбаков, а потом торопит свою госпожу, чтобы успеть перебраться на противоположный берег до бури. Однако Мелинда не слышит слов Тиборца, мысли ее далеко... душа несчастной женщины витает где-то между действительностью и безумием. В беспамятстве хватает она ребенка и вместе с ним бросается в бурные воды Тисы.

Картина вторая. Король Эндре II вернулся из похода и у гроба Гертруды требует к ответу заговорщиков, предполагая в них убийц королевы, однако те протестуют против обвинения.

В этот момент входит Банк. Он бросает знаки банской власти на гроб королевы и признается в убийстве.

Король хочет предать убийцу суду, но рассудить потомков Арпада и Бора может только страна. Тогда Эндре II выхватывает меч: пусть оружие рассудит короля и убийцу-бана.

Банк тоже готов выхватить меч, но в этот момент появляется на сцене печальная процессия: входит Тиборц, а за ним вносят трупы Мелинды и ее сына.

Банк падает замертво у тела своей жены.

Для того, чтобы понять новую венгерскую оперу, нужно знать почву и корни, вскормившие ее.

Начальное развитие венгерской оперы приходится на эпоху национальной романтики, когда жил и творил Ференц Эркель. Творческий путь Эркеля был прям, как стрела. Отправным пунктом его была интонация «вербункоша» начала века. Тематика (как и у других народов Европы) славное национальное прошлое. Герои — в основном герои национально-освободительной борьбы.

Но наряду с этим основным путем, по которому шло творчество Эркеля, все больше намечаются боковые тропинки. Одного композитора влечет французское направление в музыке, другой хотел бы приблизиться к итальянским идеалам, третьего влекут восточные мотивы, а четвертого заворожила музыка Вагнера. Среди тех, кто шел «боковыми тропинками», несомненно, самым выдающимся был Карой Гольдмарк.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова