Станислав Монюшко

Глава №79 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Монюшко родился 5 мая 1819 г. в польской деревушке Убель. Отец его, разорившийся мелкопоместный дворянин, служил в армии Наполеона.

Первым учителем музыки маленького Монюшко была мать. На духовное развитие мальчика особое влияние оказали его дяди, образованные, прогрессивно мыслящие люди. Один из них раздал свои владения крестьянам, другой, высокообразованный, культурный человек, служил инспектором учебных заведений. Именно он пробудил в подростке интерес к естественным наукам.

Среди дядей композитора был восторженный любитель искусств, устраивавший в своем имении спектакли и по такому случаю приглашавший к себе и дворян, и простых крестьян.

В такой среде развивались характер и талант Монюшко. Из родительского дома он вынес интерес и любовь к беднякам, к крепостному люду. Эти интерес и любовь лишь углубились в ходе занятий Монюшко музыкой. Он собрал сотни народных песен, отзвук которых мы находим и в его классической опере «Галька», а многие песни самого Монюшко стали народными.

Композитор учился в Варшаве и Берлине, а потом поселился в Вильне (Вильнюс).

К этому времени несколько композиторов-энтузиастов уже подготовило почву для деятельности Монюшко. Наиболее выдающиеся из них, следуя заветам польских писателей, поэтов, мыслителей и политиков, с возрастающим интересом обращались к сокровищам народной музыки. Все более энергично, все более категорически выражается желание создать национальный язык польской музыки. Первым пионером на этом пути был Матеуш Каменский (1734—1821). В его произведениях, как и в первых трудах венгра Ференца Эркеля, к самобытной ритмике и мелодике польской народной музыки примешиваются приемы немецкой и итальянской оперы. Работу, начатую Каменским, продолжил целый ряд польских композиторов, после которых на арене появляется один из величайших музыкальных гениев мира — Фридерик Шопен (1810—1849). В его музыке польские народные песни и танцы являются уже не только внешним оформлением и своеобразным колоритом. Весь мир мелодий мазурок, полонезов Шопена, а зачастую богатство гармонии и блистательная ритмика вырастают у него из польского народного искусства. Мелодический мир его баллад, сонат, концертов, миниатюр складывается из интонаций польской народной песни, ее настроения, атмосферы.

Шопен показывает пример не только польским композиторам, но и всем музыкантам Европы. В его творениях воплощено наиболее глубокое и чистое чувство — патриотизм художника, тревожащегося за судьбу своего народа.

Такая обстановка предшествовала деятельности Монюшко. В 1844 году Монюшко выпускает первый том «Домашнего песенника». За ним последовали новые. В конечном итоге материал «Домашнего песенника» увеличивается до двенадцати небольших томиков. Появление этого собрания песен — важное событие в истории польской музыки. Революция, совершенная Шопеном в области инструментовки, теперь проявляется в вокальной музыке. Можно смело сказать, что польская песня нашла свой язык, коренящийся в народной музыке.

Из сценических произведений Монюшко наиболее значительна национальная опера «Галька» (1847). Замечательное дарование композитора проявляется и в операх «Графиня» (1859), «Зачарованный замок» (Страшный двор, 1865) и «Парий» (1869).

Монюшко был большим другом классиков русской музыки — Глинки, Даргомыжского и Серова. Он остался на родине и после поражения национально-освободительного движения в Польше. Его музыка в этот период не только служила утешением для нации, но и побуждала ее на новую борьбу.

Творчество великого польского композитора характеризуется богатой мелодичностью. Его музыку по праву можно назвать национальной: помимо народных мелодий, ритмических и танцевальных форм, в ней оживает боевая сила всей нации.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова