Опера Даргомыжского «Каменный гость»

The Stone Guest

12.01.2011 в 20:23.
Опера Даргомыжского «Каменный гость»

Опера в трех действиях Александра Сергеевича Даргомыжского; текст А. С. Пушкина.
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 16 февраля 1872 года.

Действующие лица: Дон Жуан (тенор), Лепорелло (бас), Донна Анна (сопрано), Лаура (меццо), Дон Карлос (баритон), Монах (бас), 1-й гость (тенор), 2-й гость (бас), Статуя командора (бас).

Действие происходит в Испании.

Монастырское кладбище в окрестностях Мадрида. Здесь укрылся Дон-Жуан со своим верным слугой Лепорелло. Изгнанный из столицы за дерзкие похождения, стоившие жизни многим его противникам, Дон-Жуан тайно вернулся в Мадрид. Теперь он ждет ночи, чтобы под покровом темноты проникнуть в город, а пока, в предвкушении новых приключений, вспоминает былые забавы. От монаха Дон-Жуан узнает, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Он ждет ее прихода и из своего укрытия видит, как она смиренно шествует за монахом. Дон-Жуан решает вернуться назавтра с тем, чтобы познакомиться с Донной Анной. А сейчас, пока не взошла луна, надо спешить в Мадрид. Лепорелло, ворча про себя — кому не прискучит эта беспокойная жизнь! — покорно следует за хозяином.

В доме актрисы Лауры вечеринка. Друзья и поклонники наперебой расхваливают ее талант, просят что-нибудь спеть. Пение Лауры приводит гостей в восторг Растроган даже мрачный Дон Карлос, но узнав, что слова песни принадлежат ее прежнему возлюбленному, Дон-Жуану, приходит в бешенство. Ведь безбожник и негодяй убил его родного брата! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их и после новой песни расходятся. Лаура оставляет у себя вспыльчивого Дон-Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон-Жуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, Дон Карлос падает мертвым.

Убив Дон Карлоса, Дон-Жуан под видом отшельника скрылся в монастыре. Но все к лучшему: здесь он каждый день видит Донну Анну и сегодня уж непременно с ней заговорит. Его воспоминания о дуэли с командором прерываются приходом Донны Анны. Со смешанным чувством любопытства и страха внимает она страстным, полным искусной лести речам незнакомого поклонника, называющего себя Дон Диего. Цель достигнута: Донна Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон-Жуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на это свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия. Полный смутных предчувствий, Дон-Жуан покидает кладбище.

Комната в доме Донны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины. Но вот Дон-Жуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Донной Анной. Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Донна Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон-Жуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает свое имя. Он не раскаивается в том, что убил командора и готов умереть от ее руки. Но в сердце Донны Анны нет ненависти, со смущением она обнаруживает, что любит своего врага. Торжествуя, Дон-Жуан наклоняется, чтобы поцеловать Донну Анну, но в этот момент слышатся тяжелые шаги и в дверях появляется статуя командора. Донна Анна падает без чувств, Дон-Жуан бесстрашно отвечает на рукопожатие каменной статуи. Оба проваливаются в преисподнюю.


КАМЕННЫЙ ГОСТЬ — опера А. Даргомыжского в 3 д. (4 к.) на текст одноименной трагедии А. Пушкина. Закончена Ц. Кюи, инструментована Н. Римским-Корсаковым. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 16 февраля 1872 г., под управлением Э. Направника.

«Каменный гость» занимает особое место в истории русской культуры. Композитор положил на музыку текст трагедии Пушкина без изменений, лишь опустив несколько строк и вставив две песни Лауры (в пьесе ремарка: «поет»). В опере господствует речитативно-декламационное начало. Музыка правдиво воссоздает мелодику и интонационный строй пушкинского стиха. Несмотря на то что Даргомыжский отказался от применения развитых оперных форм, он сумел разнообразно передать душевный мир героев драмы, обстановку действия, характеры действующих лиц.

Опера создавалась в тесном общении с членами «Могучей кучки» и показывалась по мере сочинения на собраниях кружка. Восхищение кучкистов вдохновляло смертельно больного композитора. Годы работы над «Каменным гостем», несмотря на тяжкий недуг, преждевременно сведший Даргомыжского в могилу в 1869 г., были лучшими и самыми плодотворными в его жизни.

Долгожданная премьера вызвала разноречивые оценки и суждения критики. Если Кюи и другие кучкисты горячо поддержали оперу, то Г. Ларош не понял и не принял дерзостно смелого и новаторского замысла композитора. Характерно, что отрицательную оценку разделял И. Тургенев, знавший «Каменного гостя» по клавиру. Ларош стоял на позициях старой оперной эстетики, а в опыте Даргомыжского видел ниспровержение устоев и канонов классики. С иных позиций подошел Кюи. Он писал: «Речь шла не об опере в обыкновенных оперных формах, а об опере-драме, в которой текст и музыка слились бы в одно целое...» Критик справедливо находил декламацию Даргомыжского совершенной, он писал, что характеры «оттенены и выдержаны... в такой же мере, как у Пушкина, а речитатив мелодичен».

«Каменный гость», при всей его гениальности, произведение экспериментальное, камерное, не рассчитанное на массовую аудиторию. Отсюда трудность его исполнения и нечастое появление в репертуаре. Тип речитативно-декламационной оперы, опирающейся на принципы «Каменного гостя», получил продолжение в цикле сочинений на пушкинские тексты: Моцарт и Сальери Римского-Корсакова, Пир во время чумы Кюи и Скупой рыцарь Рахманинова.

Вслед за Петербургом «Каменный гость» был поставлен в 1887 г. в Москве на сцене Московской частной русской оперы). На рубеже ХIХ-ХХ вв. Римский-Корсаков осуществил новую оркестровку и досочинил небольшое вступление. В этой редакции опера была впервые исполнена в Москве, в Большом театре, 19 декабря 1906 г. под управлением В. Сука. В 1915 г. она была поставлена в петроградском Теат-Ре музыкальной драмы под управлением М. Бихтера (режиссер М. Лапицкий). Самая значительная постановка осуществлена В. Мейерхольдом (художник А. Головин, дирижер Н. Малько) в Мариинском театре в 1917 г. (премьера — 27 января: И. Алчевский — Дон-Жуан). В дальнейшем «Каменный гость» шел в Оперной студии Ленинградской консерватории в режиссуре И. Ершова; этот спектакль был включен в гастроли студии в Зальцбурге в мае 1928 г. За рубежом опера была поставлена в Праге (1935), на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1952) и в Берлине (1958). В СССР она часто исполнялась по радио, а в 1967 г. была экранизирована (режиссер В. Гориккер, дирижер Б. Хайкин; В. Атлантов — Дон-Жуан).

На текст трагедии Пушкина в итальянском переводе написал оперу под названием «Дон-Жуан» Дж. Ф. Малипьеро (Венеция, 1964).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова