Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini)

17.03.2010 в 13:35.

Карло Мария Джулини / Carlo Maria Giulini

Окончил консерваторию «Санта-Чечилия» в Риме как альтист у Р. Принчипе (1936) и как композитор у А. Бустини (1939), в 1941 - Академию «Санта-Чечилия» как дирижёр у Б. Молинари. Играл в оркестре академии. С 1946 дирижёр оркестра Римского, в 1950-53 - Миланского радио. В 1950 дебютировал как оперный дирижёр в Бергамо («Травиата»). В 1953-56 дирижёр театра «Ла Скала», в 1955-58 работал в Чикаго, с 1969 дирижёр Чикагского, с 1973 - Венского симф., с 1978 - Лос-Анджелесского оркестров. С 1956 выступал с симф. оркестрами Европы и Америки. В репертуаре Джулини существ. место занимали произв. композиторов 18 в., а также кон. 19 - нач. 20 вв.

Еще каких-нибудь десять — двенадцать лет назад это имя почти не было известно. Но где бы ни появлялся с тех пор итальянский дирижер, повсюду слушатели зачисляют его в число своих любимцев. Мировая известность пришла к артисту в шестидесятых годах. Карьера его не отличалась стремительностью. Более тридцати лет назад он окончил римскую академию «Санта-Чечелия» и поступил альтистом в ее знаменитый оркестр. Ему приходилось выступать со многими дирижерами, и, мечтая о дирижерском будущем, он старательно изучал их искусство. Отто Клемперер и Бруно Вальтер, познакомившись с одаренным музыкантом, увидели в нем будущего коллегу, а учителем его стал маститый Б. Молинари.

Впервые Джулини встал за пульт в 1940 году, а после войны окончательно оставил альт, став ассистентам дирижера Римского радио. В 1949 году он уже получает самостоятельное место дирижера оркестра Миланского радио. Его оперный дебют состоялся вскоре в Бергамо, где он дирижировал «Травиатой»: на премьере пела восходящая звезда Рената Тебальди, во втором спектакле — ее будущая соперница Мария Каллас.

Новый этап на пути Джулини ознаменовал 1952 год, когда Витторио де Сабата пригласил его своим помощником в «Ла Скала». Здесь его услышал продюсер английской фирмы «Колумбия» Уолтер Легге, который помог молодому дирижеру встать на ноги. Одна за другой стали выходить в свет записи Джулини. «Реквием» Керубини, «Служанка-госпожа» Перголези, «Итальянка в Алжире» Россини, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», Моцарта. Этот успех вызвал приглашения из разных стран, и вскоре незаметный итальянский дирижер с триумфом проводит вердиевского «Фальстафа» на Эдинбургском фестивале 1958 года. В следующем году на Нидерландском фестивале, а затем в Зкс-эн-Провансе бесспорный успех выпадает на долю его интерпретации малоизвестной оперы Гайдна «Лунный мир».

Джулини не ограничивается театром, выступая с лучшими симфоническими оркестрами Европы и Америки, в том числе особенно часто с Лондонским филармоническим, Чикагским симфоническим и «Консертгебау». Для своих программ он предпочитает выбирать музыку двух эпох: либо XVIII века (Моцарта, Гайдна, Боккерини), либо конца XIX — начала XX века (Чайковского, Равеля, Франка, де Фальи, раннего Стравинского). Среди его излюбленных произведений — «Жар-птица», «Треуголка», «Дафнис и Хлоя». Примечательно, что Джулини принадлежит одна из немногих записей на пластинку Второй симфонии Чайковского, а также «Ночи на Лысой горе» Мусоргского. С другой стороны, дирижер почти не обращается к Бетховену и немецким романтикам.

Подобные репертуарные симпатии во многом сопряжены и с характером дарования артиста. В красочных балетных партитурах ярко проявляется присущее ему чувство оркестрового колорита, ритмическая импульсивность. Но, как отмечает критик В. Швингер, «при всей порывистой упоенности его музицирования Джулини никогда не позволяет оркестру вырываться из упряжки; каждый динамический оттенок он тщательно контролирует. Прелесть его интерпретации как раз и составляет то, как он взвинчивает экстатическую напряженность, чтобы в решающий момент снова ее виртуозно остановить, например, в финальном танце из «Треуголки» или сцене вакханалии из «Дафниса». Он способен лишать грубости даже самые дикие звуковые взрывы. Фразировка на широком дыхании, бережное проведение инструментальных соло, в результате чего они кажутся импровизацией, наконец, умение так лепить мелодию, что она приобретает пластичность, почти осязаемую форму,— все это элементы фундамента, на котором стоит дирижерское искусство Джулини».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова