Опера Хренникова «Безродный зять» («Фрол Скобеев»)

22.04.2011 в 23:10.

БЕЗРОДНЫЙ ЗЯТЬ / Фрол Скобеев — комическая опера Т. Хренникова в 4 д. (6 к.), либретто С. Ценина по мотивам русской повести XVII в. и созданной на ее основе «Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке» Д. Аверкиева. Премьера 1-й редакции (под названием «Фрол Скобеев»): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 24 февраля 1950 г., под управлением С. Самосуда; 2-й редакции («Безродный зять») — Новосибирск, 29 декабря 1966 г. Опера ставилась и за рубежом (ГДР).

Анонимная «Повесть о российском дворянине Фроле Скобееве» — своеобразный памятник русской литературы конца XVII в. Герой этой бытовой повести, обедневший дворянин, промышлявший плутнями и «ябедами», решил устроить свою судьбу, получив богатое приданое. В женском платье он проникает в дом боярина Нардын-Нащокина и, подкупив няньку, остается наедине с дочерью боярина Аннушкой. Обесчещенная Аннушка, однако, полюбила Фрола, а тот обманом увез ее из родительского дома и обвенчался с ней. Также при помощи плутней он добился прощения у тестя и получил в приданое богатые вотчины. Фрол Скобеев умен, хитер, беспринципен. Им движет голый расчет. Но так как образы представителей старшего поколения в повести даны в сатирическом плане, симпатии читателя оказываются на стороне плута. Интересен образ Аннушки — единственной по-настоящему положительной героини.

«Повесть о Фроле Скобееве» — не только памятник русской литературы, но и документ переходной эпохи, краха старого, патриархального уклада боярского царства, вторжения новых отношений. Комедия Аверкиева, с успехом поставленная в 1868 г., значительно смягчила характеристику главного героя. Он приезжает в дом к Аннушке переодетый гадалкой, признается ей в любви и ведет себя отнюдь не так, как его тезка в повести. Да и отец Аннушки вовсе не похож на тупого самодура: он добр, мягкосердечен и прощает плуту-зятю его обман. Аверкиев ввел ряд отсутствующих в повести персонажей, часть которых вошла и в оперу.

В опере образ Фрола подвергся дальнейшим изменениям. Он готов помочь беднякам, прямодушен, а в финале отказывается принять условия тестя (отец Аннушки переименован из Нардын-Нащокина в Тугай-Редедина), требующего от него, чтобы он помогал обирать крестьян. Более того, Фрол даже отказывается от денег тестя. Однако новые, положительные качества плохо уживаются в его образе со старыми, плутовскими. В результате цельной фигуры не возникло. Более удались композитору образы, несущие положительное начало: это Варвара, сестра Фрола (образ, перешедший из пьесы Аверкиева), и Аннушка, чьи фигуры овеяны поэзией и чистотой народной песни. Ярко воплощены в музыке жанровые сцены. Но, несмотря на талантливость музыки, отсутствие цельности в центральной фигуре, неоправданное превращение плута и стяжателя в борца за справедливость ограничили удачу автора. В дальнейшем композитор вернулся к этому произведению, усовершенствовав его в драматургическом отношении.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова