Опера Сергея Рахманинова «Франческа да Римини»

02.06.2011 в 13:36.
«Франческа да Римини»

«Франческа да Римини» — опера Сергея Рахманинова в 1 действии (2 картинах) с прологом и эпилогом, либретто Модеста Чайковского.

Сергей Васильевич Рахманинов прославился как создатель симфонических, фортепианных и хоровых произведений, романсов – реже вспоминают о нем как о создателе опер. Его блестящий дебют на этом поприще совпал с окончанием консерватории – экзаменационная работа девятнадцатилетнего выпускника, опера «Алеко», стала репертуарным произведением – ее ставят в театрах, она дважды экранизирована, арию заглавного героя баритоны любят включать в концертные программы.

Другие произведения Рахманинова в этом жанре известны широкой публике в меньшей степени. Между тем, после столь эффектного дебюта композитор не утратил интереса к оперному жанру. У него был нереализованный замысел оперы по роману Гюстава Флобера «Саламбо» (примечательно, что ранее тот же роман привлекал внимание Модеста Петровича Мусоргского в качестве возможного сюжета для оперы), композитор работал над оперой по драме Мориса Метерлинка «Монна Ванна», но она так и не была завершена. Более счастливая судьба ожидала две другие оперы, мы расскажем об одной из них – «Франческе да Римини».

В своем оперном творчестве Рахманинов отдавал предпочтение камерному жанру: никаких мощных хоровых сцен, балетных номеров – грандиозному действу композитор предпочитал глубокое проникновение во внутренний мир персонажей, количество которых невелико. И если в случае с «Алеко» ему было представлено готовое либретто, то в двух других его операх – «Франческе да Римини» и «Скупом рыцаре» – он сам выбирал сюжет.

Он был далеко не первым и не последним, кого взволновала трагическая история несчастной дочери Гвидо ди Ламберто, изложенная в пятой песни дантовского «Ада». К образу Франчески обращались Сильвио Пеллико, Джон Китс, Пауль Гейзе, Габриэле д’Аннунцио, Дмитрий Сергеевич Мережковский, Александр Кабанель, Гюстав Доре и многие другие. Не остались в стороне и композиторы – одних только опер на этот сюжет было написано более десяти. Одним из прекраснейших музыкальных воплощений сюжета стала увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского.

Примечательно, что либретто, предложенное Рахманинову, было написано братом Петра Ильича – Модестом Ильичом Чайковским. Ранее либреттист предлагал его Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, Анатолию Константиновичу Лядову, но они интереса не проявили, а вот Рахманинова, которому Чайковский предложил либретто в 1898 г., сюжет увлек. Вот только либретто ему не понравилось – оно предполагало большой многоактный спектакль, а композитору этого не хотелось. Либреттист переработал либретто, сократив его – но теперь текста уже не хватало, потребовалась новая переработка, после которой Рахманинов говорил о «пошлых словах», добавленных либреттистом.

Хотя окончательный вариант либретто и не вызывал особого восторга у Рахманинова, Сергей Васильевич в 1900 г. приступил к работе над оперой. Некоторые эпизоды были написаны во время поездки в Италию, но потом композитор отложил оперу и вернулся к ней в 1904 г., когда уже был завершен «Скупой рыцарь».

История Франчески да Римини была впервые изложена в «Божественной комедии», и это наложило отпечаток на последующие интерпретации сюжета – в том числе и на рахманиновкую оперу. Подобно увертюре Чайковского, она начинается и заканчивается картиной Ада, где героиня и ее возлюбленный несут наказание за свое сладострастие, а Данте и его проводник Вергилий встречаются с ними во время своих странствий по загробному миру. Музыка пролога вырастает из интонации нисходящей секунды, по мере развития появляются отдельные интонации Dies irae. В качестве особой тембровой краски используется хор, поющий без слов.

Прологу, создающему ощущение фатальной безнадежности, противопоставляется первая картина с ее динамичным развитием, почти лишенным пауз. Главное место занимает в ней монолог Ланчотто – мужа Франчески. Хотя этому персонажу в сюжете отводится роль злодея-убийцы, разрушающего счастье влюбленных, этот монолог вызывает сочувствие к нему: перед нами предстает человек, искренне любящий свою молодую жену и страдающий от того, что она не отвечает ему взаимностью. Фактически характеристике этого персонажа полностью посвящена первая картина – лишь в начале присутствует безмолвный Кардинал, охарактеризованный хоральными аккордами, а Франческа отвечает супругу несколькими краткими фразами. В партии Ланчотто речитативные эпизоды чередуются с ариозными, ни один из них не приобретает вид закругленного номера.

Во второй картине раскрывается образ Франчески. Ее тема – поэтичная мелодия, эпизодически появлявшаяся в прологе и первой картине, здесь она получает развитие, играя роль рефрена в дуэтной сцене Франчески и Паоло (чтение романа о Ланселоте и Гиневре). Центральное место занимает в картине ариозо главной героини, за которым вновь следует дуэт.

Партию Франчески Рахманинов создавал в расчете на Антонину Васильевну Нежданову, но для нее партия оказалась слишком низкой, а для Наталии Степановны Ермоленко-Южиной, которой он намеревался передать партию, слишком высокой. Первой исполнительницей роли Франчески стала Надежда Васильевна Салина. Премьера состоялась в январе 1906 г. в Большом театре, дирижировал сам автор. В дальнейшей судьбе оперы роковую роль сыграло не особенно удачное либретто – и все-таки время от времени она ставится в отечественных и зарубежных театрах, существует несколько аудиозаписей.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова