Опера Бетховена «Фиделио»

Fidelio

12.01.2011 в 18:40.
Опера Бетховена «Фиделио» / Fidelio

Опера в двух действиях; либретто И. Ф. Зоннлейтнера и Г. Ф. Трейчке по драме «Леонора, или Супружеская любовь» Ж. Н. Буйи.
Первая постановка: Вена, театр «Ан дер Вин», 20 ноября 1805 года; в окончательной версии: Вена, «Кернтнертор театр», 23 мая 1814 года.

Действующие лица:

дон Фернандо (бас), дон Пизарро (бас), Флорестан (тенор), Леонора-Фиделио (сопрано), Рокко (бас), Марселина (сопрано), Жакино (тенор), первый и второй узники (тенор и бас), узники, офицеры, стражники, народ.

Действие происходит в одной из тюрем близ Севильи (около XVII века).

Действие первое. Во дворе тюрьмы привратник Жакино докучает своим ухаживанием Марселине, дочери тюремного смотрителя Рокко (дуэт «Jetzt, Schatzchen, jetzt sind wir allein»; «Подставь мне ушко поскорей»). Девушке нравится другой — Фиделио, юноша, только что произведенный ее отцом в звание помощника смотрителя. Рокко им очень доволен и даже был бы счастлив отдать за него дочь. Фиделио просит у Рокко разрешения сопровождать его в глубокие подземелья крепости, где томятся некоторые узники. Там вот уже два года находится под строгим надзором один заключенный, к которому никто, кроме Рокко, не смеет приближаться. Между тем начальник тюрьмы дон Пизарро озабочен назначенным на сегодня визитом министра дона Фернандо, встревоженного слухами о творящихся в севильской тюрьме беззакониях. Действительно, среди личных врагов Пизарро, втайне погребенных им заживо, есть и Флорестан, друг министра, давно уже объявленный мертвым («На, welch ein Augenblick!»; «Нет, жить не должен он!»).

Поэтому Пизарро приказывает Рокко спуститься в подземелье и вырыть могилу, где будет скрыто тело Флорестана после тайной казни, которая вскоре последует по приказу короля (дуэт «Jetzt Alters jetzt hat es Eile»; «Эй! Слушай!»). Рокко ничего не остается, как повиноваться. Фиделио, отчасти слышавший их разговор, приводит в ужас. На самом деле он не кто иной, как Леонора, жена Флорестана, проникшая в тюрьму, чтобы спасти мужа. Она готовится свершить то, чего так долго ждала. Узники на мгновение вЫходят во двор тюрьмы, дневной свет ослепляет их и напоминает свет свободы (хор «О welche Lust, in freier Luft»; «О, как легко! О солнца свет!»). Пизарро появляется вновь и приказывает немедленно отправить несчастных в камеры.

Действие второе. Тюремное подземелье. Флорестан, 3акованный в цепи, думает о своей печальной участи, и воображение рисует ему жену, ведущую его в блаженный мир («Gott! Welch Dunkel hierL In des Lebens Friihlingstagen»; «О, ужасный мрак!.. Близко утро счастья, знаю»). Изможденный, он впадает в забытье. Его будят шаги Рокко. С ним Леонора, наконец увидевшая мужа (который ее не сразу узнает). С разрешения Рокко она дает Флорестану немного еды и питье (мелодрама, дуэт, терцет «Euch werde Lohn»; «Нет слов сказать, чем сердце полно»). Появляется Пизарро с кинжалом, чтобы убить узника. Леонора преграждает ему путь пистолетом, в безумном порыве удерживая его. Спустя несколько мгновений звуки трубы возвещают о прибытии дона Фернандо. Действие переносится во двор тюрьмы, где собравшийся народ прославляет министра, освободившего узников (хор «Heil sei dem Tag»; «Рей! Рей, вольный стяг»). Дон Фернандо узнает во Флорестане своего друга и велит наказать Пизарро за его злодеяния. Все славят любовь и свободу, в то время как цепи Флорестана падают («О Gott! О welch ein Augenblick»; «Сияет нам свободы свет!»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Бетховен очень долго работал над своим произведением, пытаясь преодолеть ощутимые слабости либретто (он выбрал эту тему за ее яркий антитиранический характер). В ходе работы над оперой создал несколько вариантов увертюры, подвергал переработке текст партитуры. Окончательная редакция сочинения была завершена в 1814 году.

Гениальность Бетховена ярко проявилась в этом сочинении, хотя, в целом, его композиторский дар не вполне соответствовал духу тогдашнего оперного искусства и традициям господствовавшей на сцене французской оперы спасения. Следуя формально законам жанра, чередующего вокальные номера и разговорные эпизоды, композитор сумел в лучших страницах произведения выйти за пределы традиций. Особенно впечатляют ансамблевые сцены, такие как два квартета из 1 и 2 д., дуэт Леоноры и Флорестана из 2 д. «О namenlose Freude».

В Росиии «Фиделио» исполняется редко. В начале 19 века опера ставилась немецкой труппой, в 1863 году итальянскими артистами. Первая русская постановка состоялась в 1880 (Большой театр). Ее исполнили студенты консерватории (в партии Леоноры — Климентова). Среди постановок последних лет спектакль 1992 в Венской опере (солисты Беренс, Колло и др.).

Дискография: CD — EMI. Дир. Клемперер, Леонора (Людвиг), Флорестан (Викерс), Рокко (Риддербуш), Пизарро (Келемен), Марцелина (Донат), Дон Фернандо (Ван Дам) — Deutsche Grammophon. Дир. Бернстайн, Леонора (Яновиц), Флорестан (Колло), Рокко (Юнгвирт), Пизарро (Сотин), Марцелина (Попп).

Е. Цодоков

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова