Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Гаспаре Спонтини «Фернан Кортес»

Fernand Cortez

01.06.2011 в 23:01.

ФЕРНАН КОРТЕС, или Завоевание Мексики (Fernand Cortez, ou La conquête du Mexique) — опера Г. Спонтини в 3 д., либретто В. Этьена (де Жуй) по одноименной трагедии А. Пирона. Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 ноября 1809 г.; 2-й редакции — Париж, Королевская академия музыки, 28 мая 1817 г.; 3-й редакции (с либретто в обработке М. Теолона де Ламбера, немецкий перевод И. К. Мая) — Берлин, 6 апреля 1824 г.; 4-й редакции (утраченной) — там же, 26 февраля 1832 г.

Спонтини был в музыкальном театре выразителем вкусов и стиля наполеоновской империи. «Фернан Кортес» написан по заданию Наполеона I — духу его политики отвечало возвеличение жестокого конкистадора, залившего кровью Мексику. Опера изобилует сценами сражений, парадов, шествий.

Брат Фернана (Эрнандо) Кортеса Альваро попал в плен к мексиканцам и осужден на смерть. Амазили, сестра касика (вождя) Теласко, любит Кортеса и хочет спасти жизнь его брата. Вопреки желанию касика, верховный вождь индейских племен Монтесума посылает Амазили в лагерь Кортеса для переговоров. Вслед за ней приходит и Теласко: Альваро будет казнен, если войска Кортеса не отступят. Кортес отказывается принять эти условия и велит сжечь свои суда. Он оставляет Теласко заложником, а затем отпускает его на свободу. Теласко снова разжигает былую ненависть соотечественников, и Кортес, чтобы спасти Альваро и Амазили, штурмом берет столицу мексиканцев. Амазили с помощью Альваро удается остановить войну и примирить Кортеса с Монтесумой.

«Фернан Кортес» — не только апофеоз завоевателя, но и проповедь соглашательства. Если в образе Теласко дано воплощение ненависти к испанцам (патриотические мотивы занимают подчиненное место), то Амазили олицетворяет идею примирения враждебных лагерей на основе подчинения власти завоевателей. Именно она оказывается главной героиней оперы.

Музыка отмечена чертами спонтиниевского стиля: она помпезна, величава, но лишена эмоциональной глубины, лиризма. Главенствует внешняя театральность. Отсутствие действия заполняет дивертисмент: когда Амазили и Теласко приходят в лагерь Кортеса для переговоров, он угощает их балетом. Музыкально-драматургическая концепция Спонтини подготовляет появление «большой оперы» Мейербера.

В России «Фернан Кортес» был поставлен впервые в Петербурге, в Большом театре, 9 января 1820 г. (В. Самойлов — Фернан Кортес, Г. Климовский — Теласко, Н. Семенова — Амазили).

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова