Опера Массне «Дон Кихот»

Don Quichotte

12.01.2011 в 17:18.

Массне. Смерть Дон Кихота (Фёдор Шаляпин)

Опера Жюля Массне «Дон Кихот». Постер

ДОН-КИХОТ (Don Quichotte) — героическая комедия Ж. Массне в 5 д., либретто А. Кена. Премьера: Монте-Карло, 19 февраля 1910 г., с участием Ф. Шаляпина.

Роман Сервантеса вызвал множество оперных и балетных отзвуков. В 1690 г. в Гамбурге была поставлена комедия с музыкой И. Ф. Фёрча «Странствующий рыцарь Дон-Кихот Ламанчский», в 1694-м в Лондоне — «Комическая история Дон-Кихота» с музыкой Г. Пёрселла; среди оперных воплощений этой темы — «Дон-Кихот в Сьерра-Морене» Ф. Конти, «Дон-Кихот при дворе герцогини» А. Кальдары, «Дон-Кихот» Дж. Б. Мартини, И. Хольцбауэра, Н. Пиччинни, Б. Шака, А. Маццукато, «Дон-Кихот на свадьбе Гамаша» А. Сальери, «Дон-Кихот Ламанчский» Дж. Паизиелло, А. Тарки, К. Диттерсдорфа, П. Дженерали, М. Гарсиа, Ф. Риччи, В. Кинцеля. Из балетов наиболее популярен до сих пор сохранившийся в репертуаре «Дон-Кихот» Л. Минкуса.

Опера Массне была написана по желанию Шаляпина. Певец писал М. Горькому (22 июня 1909 г.): «О Дон-Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю!» В образе своего любимого героя Шаляпин хотел воплотить идеал гуманизма и самоотверженности. К сожалению, музыка Массне оказалась много ниже возлагавшихся на нее надежд, и беспримерный успех, выпавший на долю спектакля, был всецело вызван гением русского артиста. Из безграничного идейно-тематического богатства романа либреттист и композитор выбрали историю любви Дон-Кихота к прекрасной даме, однако характеры героев неузнаваемо видоизменены. Дульцинея Тобосская становится романтической куртизанкой, тоскующей по одухотворенной любви и отвергающей Дон-Кихота, потому что считает себя недостойной его. Сам главный герой действует в пределах 2-3 сценических ситуаций: любит Дульцинею, отправляется в погоню за разбойниками, похитившими ее ожерелье, в промежутке сражается с ветряными мельницами, возвращает ожерелье красавице и, отвергнутый ею, умирает.

Однако основной недостаток оперы не в бедности действия. Музыка Массне лишена психологической правды. Только в финале (смерть Дон-Кихота) Массне нашел настроение, соответствующее ситуации. Сочинение было бы забыто, как и предшествующие оперные воплощения этой темы, если бы не Шаляпин. Великий артист, опираясь на материал романа, создал образ непреходящего художественного значения — образ мечтателя и борца за счастье, справедливость, павшего жертвой человеческой жестокости и эгоизма. Он переинтонировал мелодику Массне, и реалистическое декламационное искусство, выразительная мимика и жест донесли правду чувств до зрителя. Всё в исполнении Шаляпина, начиная с удивительного грима, идеально отвечало образу героя Сервантеса.

Впервые на русской сцене партию Дон-Кихота Шаляпин исполнил в Москве, в Большом театре, 28 ноября 1910 г. В этой роли он выступил и в звуковом фильме, поставленном режиссером Г. Пабстом в 1932 г. (музыка Ж. Ибера).

Опера и по сей день появляется на сцене. Выделяются спектакли в Париже (1974, режиссер П. Устинов) и в Венеции (1982, Р. Раймонди — Дон-Кихот); в России в 1986 г. постановку осуществил Малый театр оперы и балета в Ленинграде. В 1992 г. к 150-летию со дня рождения Массне опера прошла в Монте-Карло с участием Р. Раймонди.

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова