Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Дзержинского «Тихий Дон»

Quiet Flows the Don

01.06.2011 в 20:09.

Иван Дзержинский (Ivan Dzerzhinsky) ТИХИЙ ДОН — опера И. Дзержинского в 4 д. (6 к.), либретто Л. Дзержинского по 1-й и 2-й книгам одноименного романа М. Шолохова. Премьеры первых постановок: Ленинград, Малый оперный театр, 22 октября 1935 г., под управлением С. Самосуда; Москва, Большой театр, 25 марта 1936 г., под управлением Н. Голованова; Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 31 мая 1936 г., под управлением Г. Столярова, художественный руководитель постановки В. Немирович-Данченко. Опера обошла большинство сцен Советского Союза. Премьера новой редакции: Ленинград, Малый оперный театр, 7 ноября 1947 г.

В основе произведения — события I ч. романа; в пору окончания оперы последняя книга его еще не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией. В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все ее ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, «измена» Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным.

В «Тихом Доне» — лучшей опере Дзержинского — ярко проявились и сильные и слабые стороны его таланта. Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей.

Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Постановки Малого оперного театра и Музыкального театра им. Немировича-Данченко ярко показали картину крушения старого и рождения нового уклада жизни. Особенно значителен спектакль, осуществленный под руководством Вл. Немировича-Данченко, он был отмечен жизненностью и психологической силой.

Впоследствии композитор написал оперу «Григорий Мелехов» (1967, также по роману М. Шолохова), где прослеживается дальнейшая судьба героя.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова