Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Длительность

12.01.2011 в 00:30.

Подойдите к роялю и быстро ударьте пальцем какую-нибудь клавишу. Ударьте так, чтобы палец отскочил, как мячик. Получится отрывистый, очень короткий звук. А теперь нажмите клавишу и держите палец на ней. Звук получится значительно более долгий, постепенно угасающий. Если вы одновременно нажмете правую педаль, то звук получится совсем длинный. Даже если палец убрать, он все будет гулко тянуться... Так вы познакомились с одним из основных свойств звука, которое называется длительностью и зависит от продолжительности колебания источника звука.

Длительности в музыке обозначаются специальной системой значков. Основное обозначение - это целая нота, равная целому такту в четыре четверти. Вот как она выглядит: целая нота. Она делится на более мелкие доли: половинные или, попросту, половинки (половинка); четверти (четверть); восьмые (восьмые); шестнадцатые (шестнадцатые) и так далее. Если восьмые и более мелкие длительности попадаются по одной, их изображают вот так: восьмые ноты. Есть и соответствующие по длительности значки для пауз-перерывов в звучании. Если длительность ноты или паузы нужно увеличить в полтора раза, к ней справа приписывают точку. Например, звук, который должен тянуться три четверти (то есть половину и четверть) изображается так: image; звук длительностью в три восьмых - так: image. Бывают и особые, «нечетные» длительности - триоли, квинтоли и т. д., то есть звуки, которых на одну единицу, например, половину или четверть, приходится, соответственно, по три, пять и т. д. Они пишутся так: триоли, квинтоли или другим подобным образом.

Л. В. Михеева


Естественный музыкальный звук длится столько, сколько колеблется струна или столб воздуха. Однако потребности музыкальной выразительности часто превышают эти физические возможности. Поэтому исполнение на каждом инструменте, да и сами инструменты содержат всевозможные приемы и приспособления, способные продлить звук или, наоборот, укоротить его. А то, что звуки требуются самой различной длительности (как и линии в рисунке должны быть разные - иначе это будет школьная тетрадь в клеточку или в полосочку), - это понятно.

Как и во всякой науке, в музыке есть своя система мер и счета. Она достаточно проста, и дети обычно ее усваивают в 5 — 6-летнем возрасте одновременно с изучением нотной записи. За основу берется длинная нота, называемая "целой", и она дробится на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и еще более мелкие (редко).

Эта система достаточно гибкая и позволяет записать музыку любой ритмической сложности. Однако, сформировавшаяся много веков назад трудами средневековых теоретиков, она мало пригодна для записи народного пения. Поэтому на основе традиционной возникают и другие, современные системы ритмической записи звуков. Например, пишут одни только головки нот без штилей. Исполнитель сам определяет, в каком темпе их играть или петь. А для того, чтобы дать ему ориентир, композитор пишет темные, заштрихованные головки для относительно быстрых нот, белые - для долгих, а наполовину заштрихованные - для средних.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова