Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Дирижёр

04.06.2011 в 21:02.

Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме - так называется помещение, расположенное внизу перед сценой - уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор...

Для того, чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (французское diriger - управлять, направлять, руководить).

Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора - характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

Дирижер нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски - везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик - хормейстер.

Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом.

В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.

Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.

В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера. Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки». Сейчас некоторые дирижеры отказываются от палочки.

Дирижер - это душа оркестра. Так же как, например, различные пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать другие.

Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше - какими-то) музыкальным инструментом.

В XX веке всемирно известны такие дирижеры, как Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Вилли Ферреро, Герберт фон Караян.

Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд. Советское дирижерское искусство прославили Герой Социалистического Труда народный артист СССР Евгений Александрович Мравинский, а в следующих поколениях народные артисты СССР Геннадий Рождественский и Евгений Светланов.

Л. В. Михеева


Любой музыкальный коллектив нуждается в руководителе, который бы обеспечил слаженное, организованное исполнение. Дирижер — это человек, который показывает, как играть, когда вступать, когда заканчивать. Вот традиционное понимание этого слова у немузыкантов. А музыканты, не отрицая этого, думают все же иначе. И вот почему.

Музыканты-исполнители, будь то оркестранты или хористы, — люди грамотные. Что и когда им играть, они и сами знают. Поэтому они могут исполнять музыку и без дирижера, ничуть не хуже, чем с таким дирижером, который только отбивает такт.

Поэтому для них дирижер — это не кондуктор (музыканты так шутят, потому что по-английски дирижер — conductor), а музыкант, у которого есть свое понимание музыки плюс умение воплотить свой замысел с помощью исполнителей. Но люди — это не клавиши, не струны и не собственное горло. Это другие личности, которых нужно убедить сыграть так, а не иначе, причем сделать это в мельчайших нюансах. Вот почему из всех исполнительских профессий дирижерская считается особо почетной.

Дирижерская профессия, как правило, становится профессией второй половины жизни музыканта. Действительно, именно так чаще всего и бывает, что дирижированию учатся, уже имея какую-либо исполнительскую специальность. Дирижер-симфонист часто владеет несколькими оркестровыми инструментами, а дирижер хора обязательно должен уметь петь.

Дирижеры, которых вы видите перед современным оркестром, появились тогда же, когда и современные симфонические оркестры — в первой половине XIX века. Тогда оркестр был меньше, им управлял либо концертмейстер (первый скрипач), либо капельмейстер (дирижер). Капельмейстер, он же часто и композитор, мог сидеть за клавесином или играть на скрипке, а мог и стоя дирижировать. В XVIII веке дирижер стоял лицом не к оркестру, а к публике. Ведь на придворных концертах и спектаклях в императорской ложе всегда находился кто-то из высоких особ, к которым нельзя поворачиваться спиной. Первыми лицом к оркестру встали музыканты XIX века: Ф. Мендельсон и Р. Вагнер.

За последнее столетие дирижерское искусство развилось в связи с появлением огромного количества оркестров. У его истоков стояли гениальные композиторы и дирижеры Г. Малер, С. В. Рахманинов. В середине века всемирную известность получили Л. Стоковский, А. Тосканини, Г. Караян, К. Аббадо, Зубин Мета, Н. С. Голованов, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. X. Темирканов и др.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова