История дирижирования в России и СССР

24.08.2016 в 01:37.

Дирижирование — одна из самых молодых музыкально-исполнительских специальностей. По сути дела она окончательно сформировалась в самостоятельный вид исполнительской деятельности лишь ко второй половине XIX столетия. Однако корнями своими дирижирование, как искусство управления коллективным музыкальным исполнением, уходит в глубокую древность. Еще во времена Древнего Египта и Древней Греции во главе музыкальных коллективов стояли люди, которые так или иначе руководили певцами и музыкантами, указывая им движениями рук те или иные особенности исполнения. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас старинные изображения. Тогда, можно считать, и зародилась первоначальная форма дирижирования, так называемая хейрономия: с помощью системы условных движений рук и пальцев руководитель группы исполнителей указывал им темп, метр, ритм, направление мелодической линии.

С тех пор дирижирование и сама функция дирижера претерпели длительную эволюцию вместе с процессом развития музыкального искусства. Важную роль в истории дирижирования сыграли изобретение нотной записи, постепенное возникновение и распространение новых, все более сложных жанров — оперы, оратории, форм инструментальной музыки. Усложнялась, обогащаясь новыми приемами, и задача руководителя исполнения. Гак, на рубеже XVI—XVII веков, в процессе формирования жанра оперы, исполнением руководил обычно музыкант, который давал вступление рукой и одновременно аккомпанировал ансамблю на клавесине, поддерживая ритм, темп и сопровождая речитативы. Одним из выдающихся мастеров такого рода дирижирования был гениальный композитор Клаудио Монтеверди, возглавлявший оперный театр в Венеции. Несколько позже, главным образом в Германии, возникновение оратории привело к тому, что руководитель исполнения одновременно выполнял и функцию органиста. Среди таких дирижеров можно назвать И. С. Баха, Генделя и многих других композиторов того времени. По мере усложнения музыкального материала в конце XVII — начале XVIII века вошла в оперную практику система двойного дирижирования, которое осуществляли клавесинист и скрипач-концертмейстер; последний управлял ансамблем, постукивая ногой и смычком. Наконец, при тройном дирижировании третий руководитель, стоя перед коллективом, вел исполнение с помощью движений рук. При этом для большей наглядности руководитель держал в руках один или два свитка бумаги (харты) или жезл.

В ту эпоху и складывается самостоятельная функция дирижера, которая постепенно, наряду с техническими задачами, начинает включать и художественные: дирижер стремится к достижению необходимых звуковых соотношений, подчеркивает те или иные оттенки и контрасты, уделяет внимание выразительности. К концу XVIII века дирижер все чаще перестает быть одним из участников исполнения; теперь он по-настоящему возглавляет коллектив, как правило, стоя перед исполнителями. Именно в этот период и происходит рождение самостоятельного дирижерского искусства, подразумевающего не только координацию исполнения, но и его художественную трактовку, передачу стиля и замысла композитора.

Таким образом, в конце XVIII — начале XIX века, сначала на концертной эстраде, а затем и в оперном театре появляются первые дирижеры в современном смысле слова. Как правило, тогда в их числе были по преимуществу композиторы — Г. Спонтини, К. М. Вебер, Л. Шпор. С их именами связано внедрение в исполнительскую практику дирижерской палочки, которая и по сей день служит единственным инструментом дирижера, хотя позднее многие предпочитают обходиться без нее. С этого времени, как справедливо замечает видный немецкий исследователь Г. Шюнеман, «история дирижирования становится историей искусства интерпретации». В дальнейшем развитие дирижерского искусства можно рассматривать именно в этом плане, хотя и позже происходит совершенствование отдельных приемов, что делает дирижерскую технику весьма разнообразной, способной передавать не только оттенки исполнения, но и эмоциональное содержание музыки.

В середине XIX века основы художественной эстетики дирижерского искусства заложили крупнейшие композиторы того времени — Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер. Во многом с деятельностью Рихарда Вагнера связано и рождение плеяды профессиональных дирижеров — X. Бюлова, X. Рихтера, Ф. Штейнбаха, Г. Леви, Ф. Мотля, А. Зейдля, К. Мука, А. Никиша. И хотя в дальнейшем композиторы нередко вставали за дирижерский пульт, а некоторые являлись и выдающимися дирижерами (Г. Малер, Р. Штраус, С. Рахманинов), но именно с тех пор дирижерская профессия стала полностью самостоятельной. Начиная с конца XIX века в разных странах Европы складываются свои национальные дирижерские школы, давшие миру многих выдающихся мастеров. Их деятельность достигла расцвета уже в наше время. Представляется целесообразным напомнить вкратце основные этапы развития дирижерского искусства в нашей стране.

Истоки русского дирижерского искусства ведут свое начало от хорового пения XVI — XVII веков, когда во главе хоров стояли так называемые «головщики», руководившие исполнением, указывавшие вступление отдельных голосов. Позже, уже в начале XVIII столетия, при царском дворе начинают действовать первые оперные труппы, а затем и инструментальные ансамбли. В ту пору ими руководили чаще всего иностранные композиторы, подолгу работавшие в России. Среди них итальянские музыканты Ф. Арайя, Ф. Антонолини, Д. Сарти, Д. Паизиелло, Б. Галуппи, немцы Ж. Гюбнер, Г. Раупах и другие. Уже в конце того же XVIII века во главе театров и оркестров нередко можно встретить выдающихся русских музыкантов. Первым из них был замечательный композитор Е. Фомин, который долгое время дирижировал в частных труппах Москвы и Петербурга, а с 1797 года выступал и в придворной опере. Вместе с ним основы отечественного дирижерского искусства закладывал композитор В. А. Пашкевич, руководивший сначала оркестром петербургского «Вольного российского театра» (1780—1783), а позже, с 1789 года,— бальным оркестром при дворе. Талантливый музыкант из крепостных Д. П. Кашин еще в 90-х годах XVIII века устраивал грандиозные концерты, в которых дирижировал хором и оркестром, насчитывавшими до пятисот человек. Тогда же в качестве дирижеров выступали Н. Поморский, Ершов, С. Дегтярев и другие. Многие одаренные музыканты из народа, имена которых не дошли до нас, работали в частных крепостных театрах богатых вельмож.

Первая половина XIX века отмечена значительным развитием театральной и концертной жизни Петербурга и Москвы. Высокого уровня достигает мастерство русских певцов, артистов балета, оркестровых музыкантов. В оперных театрах ставятся лучшие классические оперы и первые произведения национального репертуара, на концертной эстраде звучат сочинения композиторов прошлого и современности. (Достаточно напомнить, что такое монументальное творение, как Торжественная месса Бетховена, впервые было полностью исполнено в Петербурге в 1824 году — раньше, чем на родине композитора.) Все это создавало предпосылки для появления профессиональных дирижеров. Важная роль в истории русского дирижерского искусства принадлежит К. А. Кавосу (1775—1840). Более сорока лет он был капельмейстером императорского оперного театра в Петербурге. С его именем связана постановка первенца русской оперной классики — «Ивана Сусанина»; известно, что, познакомившись с творением Глинки, Кавос снял с репертуара свою оперу под тем же названием и поставил вместо нее шедевр Глинки. В те же годы в Петербурге работал капельмейстером и известный композитор А. Варламов.

В середине XIX века видное место в музыкальной жизни Петербурга занимали К. Ф. Альбрехт (1807—1863) и К. Н. Лядов (1820—1871). Первый из них дирижировал в 1842 году премьерой «Руслана и Людмилы», а также выступал и на концертной эстраде; второй — в течение восемнадцати лет вел спектакли оперного театра и в значительной степени способствовал подъему отечественной исполнительской культуры. Среди московских дирижеров выделялся капельмейстер Большого театра И. И. Иоганнис (1810—?). Он дирижировал московской премьерой «Ивана Сусанина», а в программы своих симфонических концертов постоянно включал отрывки из опер Глинки, Алябьева, Верстовского.

Названные музыканты в той или иной мере (в зависимости от мастерства и степени дарования) уже стремились в своей творческой практике воплощать те реалистические принципы русского исполнительского искусства, основы которых сформулировал Глинка. Однако подлинный фундамент отечественной школы дирижирования заложили гениальные музыканты следующего поколения. Здесь прежде всего должны быть названы имена братьев Рубинштейн и Балакирева. Очень разные по своему творческому облику, они как бы дополняли друг друга в этой области. Антон и Николай Рубинштейны стали основателями регулярной концертной жизни в Петербурге и Москве, и сами долгое время руководили концертами Русского музыкального общества. Они познакомили русскую аудиторию со множеством произведений классики, подняли уровень ведущих столичных оркестров, а в стенах консерваторий способствовали воспитанию плеяды профессиональных оркестрантов. Милий Алексеевич Балакирев как дирижер сыграл огромную роль в пропаганде сочинений своих соотечественников — композиторов «Могучей кучки», а также новой зарубежной музыки — Берлиоза, Листа, Шумана, Вагнера. Организованные им концерты Бесплатной музыкальной школы в Петербурге — одна из самых ярких страниц в художественной жизни России того времени. С именем Балакирева связан и один из первых триумфов русского дирижерского искусства за рубежом: в 1866 и 1867 годах под его управлением впервые прозвучали в Праге «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Балакирева и братьев Рубинштейн смело можно считать первыми выдающимися русскими дирижерами, имена которых были широко известны не только в России, но и по всей Европе.

Развитие дирижерского искусства в России, как и повсюду, было отмечено значительным влиянием, которое оказали на него крупнейшие русские музыканты, и прежде всего композиторы. Это естественно и законо мерно: страстные патриоты и передовые художники, они стремились воздвигнуть здание отечественной музыки не только пером, но и дирижерской палочкой. Поэтому их исполнительская деятельность служила утверждению тех же высоких идеалов, которыми были вдохновлены их произведения. Стремление к содержательности и эмоциональной насыщенности в передаче авторского замысла, бережное отношение к нему, пренебрежение внешними эффектами, искренность и сердечность интерпретации — все эти черты были естественным следствием и самого характера русской музыки, и той просветительской миссии, которую взяли на себя русские композиторы-дирижеры.

Славными страницами истории отечественного исполнительского искусства стала дирижерская деятельность в оперном театре и особенно на концертной эстраде П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Они были прекрасными интерпретаторами не только своих сочинений, но и широкого круга русской и зарубежной музыки. С огромным успехом проходили концерты и спектакли под их управлением как в России, так и за границей. Великие композиторы рассматривали эту область своего творчества отнюдь не как нечто второстепенное, и они вовсе не были дилетантами в дирижировании. Критические рецензии того времени свидетельствуют о глубине и своеобразии их интерпретаторских замыслов, умении работать с оркестром и о том успехе, который они имели у публики. Более того, в их собственных литературных трудах мы встречаем много страниц, положений, посвященных разработке проблем дирижерского искусства, не потерявших и по сей день своего принципиального значения.

В конце XIX — начале XX века активную дирижерскую деятельность вели и другие выдающиеся русские музыканты. На концертной эстраде вслед за Балакиревым и А. Рубинштейном, Чайковским и Римским-Корсаковым появляются А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, А. Аренский, С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов. Они принимали участие как в концертах Русского музыкального общества, так и в «Русских симфонических концертах», основанных в 1885 году знаменитым музыкальным деятелем М. П. Беляевым. По примеру Н. Рубинштейна, совмещавшего пианистическую деятельность с дирижированием, успешно выступают за пультом прославленные инструменталисты — скрипач Л. Ауэр, виолончелист К. Давыдов, пианист А. Зилоти.

Так постепенно складывается русская дирижерская школа, которая в свою очередь способствовала подъему оркестрового исполнительства и росту художественного уровня ведущих музыкальных театров. Последнее в большой степени нужно приписать работе выдающегося дирижера и композитора Э. Ф. Направника (1839—1916). На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял Мариинский театр в Петербурге (дирижируя наряду с этим многими концертами). Под его управлением прошли здесь премьеры лучших творений русской оперной классики; среди них — «Вражья сила», «Каменный гость», «Псковитянка», «Майская ночь», «Демон», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Опричник», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта»... Оценивая деятельность этого великолепного мастера, русский историк Н. Финдейзен писал: «Направник хорошо направил русский оперный театр... быть может, его стараниям мы обязаны освобождением русской оперы от разных нелепых и незрелых попыток, часто появлявшихся на нашей сцене при прежних ее капельмейстерах; и во всяком случае, при нем русская опера пережила свою цветущую пору, при нем были поставлены выдающиеся творения новой русской школы и Чайковского». Петербургский оркестр стал при Э. Ф. Направнике одним из лучших в мире, что признавали и многие зарубежные дирижеры-гастролеры, например, А. Никиш и Ф. Мотль.

Многие дирижеры испытали на себе благотворное влияние Направника, учились у него превосходному профессиональному мастерству, принципиальности художественных убеждений, простоте и четкости дирижерской техники, требовательности к себе и к музыкантам. «Невидимые, но прочные нити связывают всех нас, русских дирижеров, с именем Направника»,— писал один из его соратников Д. Похитонов. Среди воспитанников и сотрудников Направника по оперному театру были дирижеры Э. А. Крушевский, К. А. Кучера, Ф. М. Блуменфельд, Н. Н. Черепнин. В том же Мариинском театре плодотворно работал балетный дирижер Р. Е. Дриго, под управлением которого были впервые поставлены ба леты Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

В развитии московского Большого театра значительную роль сыграл опытный мастер И. К. Альтани (1846—1919), возглавлявший его на протяжении четверти века — до 1906 года. На этой сцене им были поставлены многие оперы Чайковского, а также «Снегурочка», «Псковитянка» и «Борис Годунов». Ближайшим сотрудником Альтани был дирижер У. И. Авранек (1853—1937), деятельность которого в Большом театре в качестве главного хормейстера продолжалась успешно и в советское время. Плодотворно трудился здесь и Э. Бевиньяни; с его именем связаны премьеры на сцене театра «Демона» и «Евгения Онегина». Начиная с 1900 года московским балетом долгое время руководил А. Ф. Аренде (1855—1924), осуществивший постановку ряда значительных премьер русского репертуара.

В последние десятилетия прошлого века с развитием различных форм музыкальной жизни стала ощущаться значительная нехватка профессиональных дирижеров, которых не готовили действовавшие тогда консерватории. На последнее обстоятельство неоднократно указывали передовые русские музыканты. Это приводило к тому, что частым явлением стало приглашение на постоянную работу иностранных дирижеров. Некоторые из них, подобно чеху Направнику или итальянцу Дриго, обрели в России вторую родину, и их творчество стало неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Другие, как, например, дирижер Русского музыкального общества в Москве М. Эрдмансдорфер или дирижер частной оперы С. И. Мамонтова М. Эспозито, выступали здесь в качестве своего рода долгосрочных гастролеров, отличавшихся лишь большей или меньшей степенью добросовестности и мастерства.

Однако со временем из среды русских музыкантов начинают все чаще выдвигаться талантливые дирижеры. Потребность в них росла с каждым годом, и они находят себе обширное поле деятельности в многочисленных частных оперных труппах и разнообразных концертных организациях. Бесспорно, самым выдающимся мастером русского дирижерского искусства предреволюционной поры был В. И. Сафонов (1852—1918). С 1891 года он стоял во главе оркестра московского отделения Русского музыкального общества. Сафонов снискал известность прежде всего как великолепный истолкователь русской симфонической музыки, но репертуар его был необычайно широк. С искусством этого выдающегося артиста была хорошо знакома аудитория всех крупнейших музыкальных центров мира. Его концерты в Париже, Берлине, Праге, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке и других городах проходили с огромным успехом и принесли ему славу одного из лучших дирижеров того времени.

Значительным явлением в музыкальной жизни Петербурга были концертные циклы, организованные А. И. Зилоти. Сам основатель этих концертов продирижировал в них огромным числом произведений, с особым успехом исполняя музыку Баха, Листа и современных авторов. Известным меценатом и дирижером А. Д. Шереметевым (1859—1919) были организованы в Петербурге «Общедоступные симфонические концерты», которыми он дирижировал вместе с М. В. Владимировым и А. Б. Хессиным. Кроме того, в столице функционировал и Придворный оркестр под руководством дирижера Г. И. Варлиха (1856—1922); концерты этого коллектива стали публичными с 1911 года. Музыкальную жизнь Москвы украшали симфонические собрания Филармонического общества, проходившие под управлением их основателя П. А. Шостаковского (1851—1917), а также Общедоступные исторические концерты, которые вели известный композитор С. Н. Василенко (1872—1956) и дирижер Ю. С. Сахновский (1866— 1930); позже приобрели известность концерты оркестра под управлением С. Кусевицкого. Если добавить, что как в симфонических собраниях РМО, так и в концертах других организаций в Петербурге и Москве регулярно выступали дирижеры-гастролеры, а также вспомнить о деятельности различных оперных групп, и в первую очередь Московской частной оперы, где дирижировали в разные годы И. Труффи, С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов, то станет понятно, сколь оживленной была музыкальная жизнь столичных городов.

В то же время развитие музыкальной культуры в провинциальных городах России сталкивалось с большими трудностями. Отсутствие средств, недостаток квалифицированных кадров, пренебрежительное отношение властей к музыкальному делу и эстетическому просвещению народа — все это приходилось компенсировать энтузиазмом одиночек, беззаветно преданных музыке. И среди них важная, если не основная, роль выпадала на долю дирижеров, в силу самой профессии становившихся организаторами музыкальной жизни. Среди таких энтузиастов был и композитор М. М. Ипполитов-Иванов (1859—1935), начинавший свою дирижерскую деятельность в Тифлисе в конце XIX века и много сделавший там для развития оперного театра и симфонических концертов. Музыкальный Киев очень многим обязан талантливому дирижеру А. Н. Виноградскому (1857—1912), долгое время стоявшему во главе местного отделения РМО. «Благотворное влияние энергической и талантливой натуры А. Н. па подъем музыкальности в массе неоценимо. Виноградский в сравнительно короткий срок успел привить в нашей публике, воспитанной на рутинных традициях итальянской музыки и оперетки, чувство изящного вкуса и потребность в более серьезных художественных идеалах»,— читаем мы в «Русской музыкальной газете» за 1894 год. Виноградский прославился как первый исполнитель и пропагандист симфоний В. Калинникова, которые под его управлением звучали не только в России, но и — вместе с другими сочинениями русской музыки — в Париже, Антверпене, Вене, Берлине.

Роль, подобную Виноградскому в Киеве, сыграл для Харькова целеустремленный организатор и незаурядный музыкант И. И. Слатин (1845—1931). Основав и возглавив еще в 1871 году местное отделение РМО, он к началу XX столетия превратил музыкальный Харьков из глухой провинции в важный культурный центр. Слатин пользовался репутацией отличного мастера дирижерского дела, с успехом гастролировал по городам России и за ее пределами.

Значительную известность завоевали в ту эпоху еще некоторые провинциальные дирижеры. В Одессе успешно работал И. В. Прибик (1855—1937), поднявший на большую высоту оперный театр и ожививший концертную жизнь города. Прибик обогатил репертуар местного театра высокохудожественными постановками русских опер, приглашал на гастроли крупнейших композиторов-дирижеров и вокалистов. На концертной эстраде его отличал исключительно широкий и разнообразный репертуар. Важный вклад в развитие музыкальной культуры Поволжья внес И. О. Палицын (1865—1931) — один из основателей и первый дирижер Саратовского оперного театра. После 1901 года, работая преимущественно в Киеве и Москве, Палицын много гастролировал по провинции и за границей; в 1911 году он дирижировал русскими операми в Париже. К 1889 году относится первое дирижерское выступление замечательного грузинского музыканта И. П. Палиашвили (1868—1934). Вплоть до революции он выступал в различных оперных театрах (Пермь, Рига, Киев, Тифлис, Одесса), а затем стал одним из строителей музыкальной культуры Советской Грузии.

Несмотря на многие завоевания, размах музыкальной жизни того времени был, конечно, совершенно неудовлетворительным. Даже в крупных городах (например, в Харькове) проходило не более 5-6 концертов за сезон, а во многих местах никогда не слышали симфонического оркестра, не видели оперных спектаклей. Тем большее значение приобретали выступления гастролирующих симфонических коллективов. Пионером этого дела стал основатель и руководитель оркестра Полтавского отделения РМО Д. В. Ахшарумов (1864—1936). В начале девятисотых годов он впервые выступал со своим коллективом в близлежащих городах, а в 1909 году организовал грандиозное турне, дав концерты в Елисаветграде, Николаеве, Херсоне, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Пензе, Саратове, Тамбове, Курске, Орле, Туле, Калуге, Сумах и Харькове! Позже аналогичные поездки совершал со своим оркестром С. Кусевицкий по городам Поволжья.

В скромных рамках данной статьи нет возможности более подробно останавливаться на деятельности русских музыкантов дореволюционной поры. Однако не следует думать, что дирижерский «цех» насчитывал в то время лишь немногих названных художников — наряду с ними, естественно, работали и артисты меньшего масштаба, вложившие свою полезную лепту в развитие музыкальной культуры страны. Назовем лишь имена В. И. Главача, Г. О. Дютша, Н. В. Галкина, Н. Р. Кочетова, А. А. Литвинова, Э. Ю. Гольдштейна, М. А. Гольденблюма, Н. С. Кленовского, Е. Е. Плотникова, Ю. Н. Померанцева, И. В. Петра, А. А. Орлова-Соколовского, К. А. Миньяра, Н. Г. Карташева, А. Б. Брискина, А. Н. Шефера, М. А. Бихтерв, А. А. Эйхенвальда, А. И. Канкаровича, И. П. Аркадьева, М. М. Багриновского. Многие из них продолжали успешно трудиться и после Великой Октябрьской социалистической революции как на поприще артистической деятельности, так и в области педагогики. Они немало сделали для формирования новых поколений дирижеров, выросших уже в советское время, и для воспитания многочисленной слушательской аудитории в разных городах СССР.

Великий Октябрь принес с собой революционные преобразования во всех областях культурной жизни страны. Искусство стало подлинным достоянием народа. В ответ на всенародное движение к высотам культуры Советская власть открывала новые консерватории и музыкальные училища, создавала оперные театры и оркестры. Классическая музыка зазвучала по всей стране, с каждым годом обогащалась и сокровищница советского композиторского творчества. Все это вызвало к жизни небывалые доселе масштабы музыкально-просветительской работы.

Новые грандиозные задачи потребовали в первую очередь и новых музыкальных кадров, в том числе и дирижерских. В царской России консерватории по существу не готовили профессиональных дирижеров; после революции в них начали создаваться дирижерские классы. Однако воспитание дирижеров, как известно, дело очень сложное и кропотливое, требующее длительного времени. Поэтому на первых порах основную тяжесть практической артистической работы приняли на себя мастера старших поколений, начинавшие свою деятельность еще в дореволюционные годы. Среди них были такие замечательные музыканты, как А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, С. Василенко, И. Прибик, У. Авранек, И. Палицын, И. Палиашвили, В. Сук, Н. Малько, А. Орлов, Л. Штейнберг, К. Сараджев, А. Пазовский, Н. Голованов, А. Гаук, С. Самосуд и другие. Один этот перечень свидетельствует, что к тому времени русская дирижерская школа накопила немалый творческий багаж. Вместе с тем в те годы, восполняя нехватку дирижерских сил, в нашей стране подолгу работали виднейшие мастера из-за рубежа: О. Фрид, В. Бердяев, Г. Себастьян, Ф. Штидри, П. Клецкий и другие.

Однако уже в тридцатые годы работа советских консерваторий начала давать первые плоды. Результаты ее в полной мере выявились во время Всесоюзного конкурса дирижеров, проходившего в Москве в 1938 году. Уже одно число его участников, представлявших разные города и республики страны, свидетельствовало о том, сколь велик приток новых талантов в советское дирижерское искусство. Победители конкурса — его лауреаты и дипломанты Е. Мравинский, А. Мелик-Пашаев, К. Рахлин, К. Иванов, М. Паверман, К. Кондрашин, К. Элиасберг и другие — заняли вскоре ведущее место в нашем исполнительском искусстве.

К концу 30-х годов музыкальная жизнь нашей страны достигает невиданного размаха. Во всех столицах союзных республик и крупных городах работают симфонические оркестры и музыкальные театры, во главе которых стоят высококвалифицированные профессиональные дирижеры. Деятельность крупнейших из них находит отражение на страницах этой книги. Здесь же заслуживает упоминания ряд дирижеров, также немало сделавших в 30—40-е годы в области театрального и симфонического искусства: В. Йориш, М. Штейман, Н. Грубин, А. Ерофеев, П. Славинский, Е. Дубовской, П. Фельдт, Г. Киладзе, А. Будагян и многие другие.

В те же годы широкое распространение получают новые средства музыкальной пропаганды — радио и кино. Это, естественно, влечет за собой организацию новых оркестровых коллективов, в которых работают многие одаренные музыканты. Так, на Всесоюзном радио, наряду с названными уже мастерами, успешно выступали в разные годы дирижеры О. Брон, Е. Акулов, С. Горчаков, А. Ковалев, В. Смирнов. Дирижер и композитор Д. С. Блок был основателем и руководителем Государственного оркестра кинематографии, с которым впоследствии долгое время работал Г. С. Гамбург, большой вклад в развитие дирижерского исполнительства и педагогики внесли в Московской консерватории и ее оперной студии А. Чугунов, А. Шерешевский, а также Е. Рацер, много выступающий и как критик.

По давней традиции активную дирижерскую деятельность ведут и многие наши композиторы. Прекрас ными интерпретаторами своего творчества выступили Р. Глиэр, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Б. Дварионас, О. Тактакишвили, Г. Майборода и другие. Правда, теперь, после того как у нас выросли в достаточном количестве профессиональные дирижерские кадры, им уже не приходится брать на себя просветительскую функцию, и потому произведениями других авторов они, как правило, не дирижируют.

Новый этап в расцвете советского дирижерского искусства принесли послевоенные десятилетия. Этот период ознаменовался триумфальным выходом советских дирижеров на международную арену. Многочисленные гастроли по всему миру Е. Мравинского, К. Иванова, К. Кондрашина, Б. Хайкина, Е. Светланова, К. Симеонова, Н. Ниязи, Г. Рождественского, А. Янсонса, О. Димитриади и других вызывают восторженные оценки специалистов и любителей музыки. Часто эти мастера выступают за рубежом с лучшими оркестрами, оперными и балетными труппами нашей страны.

В эти же годы продолжается планомерное воспитание новых дирижерских кадров. Среди педагогов, воспитанники которых работают сегодня во всех братских республиках, должны быть названы такие опытные мастера, как Н. Аносов, Л. Гинзбург, И. Мусин, М. Канерштейн, Н. Рабинович, В. Тольба и другие. О результатах их работы можно судить также по многочисленным дирижерским дебютам, смотрам артистической молодежи и итогам Второго Всесоюзного конкурса дирижеров, состоявшегося в 1967 году и выдвинувшего на концертную эстраду новых способных, отлично подготовленных артистов. Успешным был дебют наших молодых дирижеров на международном конкурсе в Риме (1968). Наши артисты Ю. Симонов и А. Жюрайтис завоевали первую и вторую премии.

Огромные достижения советской дирижерской школы сегодня известны всему миру. В лице своих лучших представителей она вышла ныне на передовые рубежи современного исполнительского искусства.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова