Андрей Диев (Andrei Diev)
30.03.2011 в 13:58.Активная концертная деятельность Андрея Диева началась в восьмидесятые годы. Судя по программам артиста, его привлекают самые разнообразные сферы фортепианной музыки вплоть до лучших образцов XX столетия. Так, в одном из выступлений он сыграл пьесы из «20 взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, а вместе с В. Овчинниковым исполнил в московском Доме художника Три легкие пьесы в три руки и Пять легких пьес в четыре руки И. Стравинского.
Немало удач у пианиста и в традиционном репертуаре, представленном именами Баха, Бетховена, Листа, Шумана, Шопена, Рахманинова и других композиторов. Многие из них составили основу его конкурсных программ и принесли ему внушительные успехи. Он стал лауреатом соревнований в Сантандере (1978), Монреале (1980), а в 1986 году завоевал первую премию Международного конкурса в Токио.
К этим ответственным состязаниям молодой пианист готовился под руководством профессора Л. Н. Наумова в Московской консерватории. После ее окончания (1981) Диев прошел у своего педагога курс ассистентуры-стажировки.
Незаурядные данные музыканта вызывают интерес слушателей, а также благожелательные оценки специалистов. В частности, обращая внимание на творческий прогресс Диева, рецензент «Музыкальной жизни» Г. Вершинина отмечала «в прочтении новых для пианиста сочинений и более тонкое колористическое мастерство. Яркость интерпретаций сочетается у Диева с основательностью замысла, внутренней сосредоточенностью. Чувство целостной драматургии позволяет пианисту привлечь внимание слушателей, установить столь необходимый контакт с аудиторией».
Как и многих его советских коллег, Диева отличает виртуозное владение всеми пианистическими ресурсами. Но сегодня этим трудно кого-либо удивить. Важнее, что в лучших интерпретациях артист демонстрирует зрелость драматургических решений, масштабный охват крупной фортепианной формы. В этом отношении показателен отзыв на одну из его программ, включавшую четырехчастную Сонату фа-диез минор Шумана. «В ней,- пишет критик,- исполнитель умело очертил главные, событийные линии и узлы развития, не упустив, впрочем, из виду ни одной выразительной художественной подробности. Противоборствующие страсти героя были выявлены очень рельефно и вместе с тем значительно. Особо следует выделить ясное и напряженно-пульсирующее ритмическое начало в игре Диева. Оно позволяет убедительно выстроить отдельные части и эпизоды сочинения, слить их в единую художественную конструкцию».
С 1988 года Диев преподаёт в Московской государственной консерватории имени Чайковского (в настоящее время — доцент класса специального фортепиано). Кроме того, он проводит мастер-классы в различных городах мира. Андрей Диев участвовал в работе жюри всероссийских и международных конкурсов.
В 1990 году Андрей Диев включён в исполнительский каталог фирмы «Стейнвей» как один из ведущих пианистов мира.
Григорьев Л., Платек Я., 1990
Публикации
- Фестиваль к 90-летию со дня рождения Льва Наумова (belcanto.ru) (04.02.2015 в 12:02)