Вокальный словарь. В

Глава №3 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ВАГАНТЫ (лат. vagantes — бродячие) — средневековые странствующие певцы и поэты в Западной Европе, в основном недоучившиеся студенты. В своих песнях пародировали церковные гимны, воспевали радости земной жизни. К. Орф использовал песни вагантов в своей кантате «Кармина Бурана». Известный студенческий гимн «Гаудеамус» сложился из застольных песен вагантов.

ВИБРАТО (итал. vibrato, лат. vibratio — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Вибрато существует в правильно поставленном певческом голосе и придает ему теплоту, льющийся характер, участвует в создании индивидуального тембра певца. Отсутствие вибрато обедняет голос, делает его гудкообразным, невыразительным. Различают скорость (частоту) вибрато и его размах (амплитуду). Вибрато с частотой 6—7 колебаний в секунду делает звук живым, выразительным, певучим. Более частая вибрация воспринимается как блеяние («барашек» в голосе), тремоляция, а более редкая — как его качание. Вибрато отсутствует в речевом голосе и плохо выражено в детском певческом. Певческое вибрато — в основном природное качество голосового аппарата, но может быть выработано искусственно при его отсутствии и поддается усовершенствованию. Вибрато образуется в гортани в результате ее свободного колебания в мышцах шеи, что хорошо ощущается при пальцевом контроле. Вибрато может быть произвольно остановлено, а также усилено по амплитуде и высоте (при переходе в трель). Спокойное устойчивое вибрато — показатель свободы и правильности работы гортани. При отсутствии вибрато («прямой» голос) его можно выработать, применяя упражнения, снимающие излишнее напряжение с гортани и развивающие его гибкость. Учащенная пульсация («барашек») в основном природное качество и трудно поддается исправлению. Качание голоса — результат ослабления мышц, удерживающих гортань (наблюдается чаще у форсированных голосов и у певцов на склоне лет); рекомендуется снятие излишнего напора дыхания.

В разных жанрах вокального искусства вибрато используется по-разному. В народном пении оно выражено меньше, чем в академическом (см. Пение).

ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanella — деревенская песня) — итальянская многоголосная песня XV—XVI вв.

ВИЛЬЯНСИКО (исп. villancico — деревенская песня) — испанская песня эпохи Возрождения. Существует много разновидностей вильянсико — пасторальные, лирические, драматические, танцевальные. Название «вильянсико» сохранилось в Испании как обозначение народных рождественских песен.

ВОДЕВИЛЬ (фр. vaudeville) — жанр легкой комедии, в которой диалоги и драматическое действие, построенное на запутанной интриге, сочетаются с пением песенок-куплетов и инструментальной музыкой. В XV—XVI вв. водевилем во Франции называли городскую песню. В конце XVII в. водевиль, представлявший собой к тому времени песенку-куплет с повторяющимся припевом, вошел в спектакли французских ярмарочных театров. Как самостоятельный театральный жанр водевиль сложился в XVIII в. В России водевиль появился в начале XIX в. В отличие от французского водевиля, в русском большое место заняла музыка: помимо песенок-куплетов зазвучали арии типа романса, дуэты и оркестровые вступления. В зависимости от характера музыкальных номеров русские водевили этого периода стали разделять на комедии-водевили и водевили с куплетами. Музыку к водевилям писали А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев и др. Тексты создавали А. А. Шаховской, А. С. Грибоедов, Н. А. Некрасов и др. Во 2-й пол. XIX в. водевиль почти исчезает из театрального репертуара, его вытесняют оперетта и бытовая комедия нравов.

ВОКАЛИЗ (лат. vocalis — гласный) — музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков (аналогично этюдам у инструменталистов) или для концертного исполнения. Учебные вокализы — важнейший переходный материал от упражнений к произведениям с текстом. Отсутствие слова даст возможность сосредоточить внимание на музыкальной выразительности. Наличие тех или иных вокально-технических элементов позволяет выбирать вокализы соответственно стоящим перед учеником задачам. Вокализы исполняются на отдельный гласный звук, чаще всего на округленный а. Учебные вокализы издаются в виде сборников для голоса разной степени подготовки. Среди авторов распространенных сборников вокализов — Ф. Абт, Г. Панофка, Дж. Конконе, Н. Ваккан, Дж. Бордоньи, А. Е. Варламов, М. И. Глинка, А. Т. Гречанинов, Д. Л. Аспелунд и др. Концертные вокализы дают возможность показать красоту и богатейшие возможности певческого голоса. Широко известны «Хабанера» М. Равеля, «Вокализ» С. В. Рахманинова, «Концерт для голоса с оркестром» Р. М. Глиэра. Имеются также произведения в форме вокализа для хора («Траурный прелюд» М. В. Коваля, «Эхо» А. И. Пирумова).

ВОКАЛИЗАЦИЯ (от итал. vocalizzazione) — исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова. В вокальной педагогике используется для наилучшего выявления вокальных качеств голоса. На вокализации в упражнениях и вокализах отрабатываются все основные элементы вокальной техники, она позволяет сосредоточить внимание на задачах голосообразования, звуковедения и музыкальной выразительности. Вокализация широко представлена в вокальных и хоровых произведениях. Простейшим ее видом является распевание какого-либо слога на нескольких нотах. Распространены также более развернутые мелодические ходы, пассажи, колоратурные украшения и т. п., исполняющиеся на отдельные гласные и слоги. Встречаются целые произведения, где распеваются один из гласных (концерты для голоса, концертные вокализы) или слоги какого-либо слова, например alleluja («Аlleluja» В. А. Моцарта). Вокализация употребляется в хоровой практике при распевании, настройке хора, как прием в разучивании произведений. Часто встречается в хоровых произведениях в виде подголосков, фона, украшений и т. п.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — музыка, предназначенная для пения. В это понятие входят любые музыкальные сочинения для пения а капелла или с музыкальным сопровождением: различные жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокальный ансамбль), хоровая музыка, опера.

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА в хоре включает в себя работу над дыханием, звуком, чистотой интонации, ансамблем, строем хора, дикцией, нюансировкой, устранением певческих дефектов у певцов хора и привитием навыков правильного голосообразования и звуковедения.

ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

1) Система вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран. В национальной школе пения отражаются особенности психологического склада данного народа, его музыки, поэзии, языка, исполнительских традиций. Национальные вокальные школы в странах Западной Европы начали формироваться одновременно с возникновением национальных композиторских школ, выдвигавших перед певцами свои художественно-исполнительские требования. Важную роль в формировании вокальных школ сыграло появление оперы. Основные европейские вокальные школы — итальянская, французская, немецкая, русская. Русская вокальная школа складывалась на национальной основе, овладевая опытом вокальных школ других народов. Развиваясь в течение XVIII— XX вв., европейские вокальные школы не были изолированы друг от друга, что привело к их взаимообогащению. В настоящее время национальное своеобразие исполнительских манер различных школ значительно сгладилось, хотя особенности характера звучания голоса, связанные с фонетикой языка, и различие в эстетических требованиях к вокальному исполнению еще ощущаются. Современная музыка, написанная новым музыкальным языком, ломающим привычные представления о вокальном исполнении, вообще стирает само понятие о национальных школах пения.
2) Совершенство владения техническими возможностями голоса (певец с хорошей или плохой вокальной школой).

ВОКАЛЬНОСТЬ — удобство для пения. Термин применяется для характеристики произведения или языка. Произведение, написанное вокально, хорошо ложится иа голос. Народные песни всегда вокальны, так как, передаваясь в устной традиции, они прошли через голосовой аппарат многих поколений певцов. Признаками вокальности произведения являются: отсутствие широких скачков в мелодии, преимущественное использование поступенных ходов, ограниченность диапазона, логичность построения, легко усваиваемая певцом. Вокальными языками считаются те, которые по фонетическому звучанию близки к академической манере пения (см. Пение). Признаки вокальности языка — обилие гласных, их чистое и полное произнесение без редукции (ослабления артикуляции), отсутствие носовых, горловых звуков.

ВОПЛЕНИЦЫ — в русском дореволюционном крестьянском быту исполнительницы плачей, воплей, причитаний, которые сопровождали похоронные, свадебные обряды, а также проводы солдат (рекрутов). Искусство воплениц основано на поэтической импровизации в сочетании с музыкальной декламацией. Индивидуальной неповторимостью и поэтичностью отличался стиль олонецкой вопленицы И. Федосовой (1831—1899), от которой записано более 30000 стихов-плачей. А. М. Горький посвятил ей очерк «Вопленица».

ВЫСОТА ЗВУКА — качество музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, голосовых складок). В акустике измеряется в герцах (число колебаний в секунду). В музыкальной практике принято различать абсолютную высоту звуков, соответствующую определенным установленным частотам (напр., ля 1-й октавы — 440 герц), и относительную, определяемую интервальным соотношением звуков. Восприятие высоты звука имеет зонную природу, т. е. каждый звук воспринимается как неизменный в определенной зоне частот, при небольших (до 1/8 тона) отклонениях от установленной частоты колебаний.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова