Вокальный словарь. Ш — Я

Глава №20 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К содержанию

ШАНСОН (фр. chanson — песня)

1) В широком смысле — название французской песни во всех ее разновидностях, от древнейших времен до наших дней.
2) Французская многоголосная песня XV—XVI вв., представленная в творчестве Жоскена Депре, Г. Дюфаи, К. Жанекена и др. В развитии этого жанра сыграли роль национальные песенные традиции (народные песни, искусство труверов) и влияние нидерландской полифонической школы. В XVI в. шансон становится одним из самых значительных жанров европейской музыки. Особенно известны шансон К. Жанекена «Битва при Мариньяно», «Крики Парижа», «Песнь соловья» и другие, основанные на использовании звукоподражательных приемов, раскрывающих изобразительные моменты текста.

ШАНСОНЬЕ (фр. chansonnier) — французский поэт, исполнитель песен. Нередко шансонье сам сочиняет текст и музыку исполняемой им песни. Искусство шансонье восходит к творчеству трубадуров, труверов. С конца XIX в. шансонье называют также профессиональных эстрадных певцов.

ЭКВИРИТМИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД (от лат. aequus — равный и слова «ритм») — перевод на другой язык текста оперы, романса, песни и других произведений вокальных жанров. Перевод текста способствует большей популярности данного сочинения в иноязычных странах. Со стороны ритмики перевод должен соответствовать нотному тексту (иногда допускается дробление долгих звуков или объединение двух коротких звуков одинаковой высоты при помощи лиги). При переводе возможны некоторые отступления от точного смысла оригинального текста с целью сохранить его общее настроение, не нарушая при этом музыкальной структуры.

ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia — траурное пение) — вокальное или инструментальное произведение печального, задумчивого характера. В Древней Греции элегия — музыкально-поэтический лирический жанр. Позднее элегия получила широкое распространение в западно-европейской и русской поэзии XVIII—XIX вв. для выражения чувств разочарования, неудовлетворенности, воспоминаний о прошлом. В качестве самостоятельного вокального произведения встречается в творчестве Г. Пёрселла, Л. Бетховена, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, С. И. Танеева, Ю. А. Шапорина.

ЭМИССИЯ ЗВУКА (от фр. emission — подача, испускание) — посыл звука во внешнее пространство.

ЭПИТАЛАМА (от греч. epitalamios — свадебный, брачный) — свадебная песнь в античной музыке, часть свадебного обряда. Жанр эпиталамы использован в опере «Нерон» А. Г. Рубинштейна.

ЭХО (греч. echo — звук, отголосок, эхо) — в музыке прием повторения интонаций и музыкальных фраз в более тихом звучании, имитирующий природное эхо. С XVI в. этот прием часто используется в мадригалах, мотетах, операх.

ЮБИЛЯЦИЯ (от лат. jubilatio — ликование) — в католическом пении красочная вокализация мелизматического характера на последнем гласном в словах alleluia, amen и др. С IX в. особенно развитые юбиляции стали подтекстовываться, что привело к возникновению секвенций.

ЯЗЫК — мышечный орган, выполняющий при речи и пении артикуляторную функцию. Состоит из мышечных волокон, имеющих различное направление, и потому способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью. Таким образом, его перемещения механически передаются гортани и нижней челюсти, что надо учитывать при занятиях вокалом. В пении, в связи с более округлым произношением гласных, изменением положения гортани и нахождением наилучших условий для работы голосовых складок, язык находит новые, удобные положения. Вопрос рационального положения языка в пении решается индивидуально, исходя из наибольшего для певца удобства, наилучшего качества звука голоса и чистоты произношения гласных.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова