Вокальный словарь. П

Глава №14 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки, распространившийся в России с середины XVII в. В партесном пении хор делился на партии (дисканты, альты, тенора, басы), которые в свою очередь делились на голоса. Количество голосов достигало 12, в некоторых случаях 16 и более. Произведения партесного стиля зачастую представляли собой обработку мелодий знаменного распева. Ведущая мелодия помещалась в теноре, бас служил основанием гармонии, верхние голоса дополняли ее. Создавались и свободные композиции без использования мелодий распевов. Тексты заимствовались в основном из церковной службы. В 1-й пол. XVIII в. получил развитие жанр партесного концерта. Среди авторов партесных произведений композиторы Н. Дилецкий, В. Титов, Н. Бавыкин и др.

ПАРТИТУРА (итал. partitura, от лат. partio — делю, распределяю) — нотная запись произведения хоровой, ансамблевой или оркестровой музыки, в которой сведены воедино все партии отдельных инструментов или голосов. Партии в определенном порядке располагаются одна под другой, каждая на своем нотоносце. В хоровой партитуре голоса размещены сверху вниз от высоких к низким. В оркестровой партитуре партии расположены по группам; если в произведении участвуют солист или хор, то их партии располагаются над партией струнных инструментов.

ПАРТИЯ — (от лат. pars — часть, partio — делю)

1) В многоголосном произведении вокальной, вокально-инструментальной, инструментальной музыки одна из его составных частей, предназначенная для исполнения отдельным голосом (группой однородных голосов) или на отдельном инструменте (группой инструментов), например партия сопрано в хоровом произведении, партия 1-й скрипки в струнном квартете и т. д. В оперной музыке партии солистов называются не только по типу голоса, но и по имени героя оперы (напр., партия Аиды, партия Бориса Годунова).
2) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию.
3) Ноты отдельной партии многоголосного произведения.

ПАССАЖ (фр. passage, букв.— переход) — последование звуков в быстром движении, часто встречающееся в виртуозной музыке. Различают пассажи гаммообразные, аккордовые (основанные на арпеджио) и смешанные.

ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, букв.— паштет, смесь) — опера, составленная из фрагментов различных опер нескольких композиторов. В пастиччо объединялись наиболее популярные у слушателей арии, дуэты и другие оперные номера, которые исполнялись с новым текстом в соответствии с вновь созданным либретто. Пастиччо были распространены в XVIII — XIX вв. Иногда пастиччо называют и такие произведения, над созданием которых работают сразу несколько композиторов, причем не только в оперном, но и в других жанрах музыкального искусства.

ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский)

1) Опера, пантомима или балет (и отдельные сцены из них), написанные на сюжет из идеализированной сельской жизни. Пастораль пользовалась популярностью в XVII — XVIII вв. в Италии и Франции. Действующими лицами таких произведений были пастухи, герои античной мифологии. Пасторальные оперы писали Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун»), К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна»). Интермедия «Искренность пастушки» из 3-й картины оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского — пример обращения русских композиторов к жанру пасторали.
2) Вокальное или инструментальное произведение, посвященное картинам природы и сельской жизни. Сольные вокальные пасторали с сопровождением фортепиано принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Ф. Шуберту и др.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.

ПЕВЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ — ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием. Во время пения, кроме контроля через слух, певец осуществляет контроль при помощи резонаторных (вибрационных), проприоцептивных (идущих от суставов, связок и мышц) ощущений, а также от ощущений подскладочного давления и струи вытекающего воздуха. Все эти ощущения способны развиваться и достигать большого совершенства, если на них постоянно обращать внимание в процессе воспитания голоса. На основе простых ощущений у певцов возникают сложные — чувство «места» звука, опоры.

ПЕВЧИЙ ДЬЯК — профессиональный церковный певец в Московской Руси XVI — XVII вв. В хорах певчих дьяков велось обучение музыкальной грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги. Из московского хора государевых певчих дьяков впоследствии возникла Придворная певческая капелла (ныне — Санкт-Петербургская академическая капелла им. М. И. Глинки).

ПЕНИЕ, вокальное искусство — эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса. Пение бывает сольное (одноголосное), ансамблевое (дуэт, трио и т. д.), хоровое; с инструментальным сопровождением и без него — а капелла; со словами и без слов (вокализация). Пение различается по жанрам: оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное (включающее ряд разнообразных манер исполнения и голосообразования), церковное. Различаются три основных стиля пения: кантиленный (певучий), колоратурный (умение петь в быстром темпе и выполнять украшения) и декламационный (приближающийся к интонациям речи). Профессиональный певческий голос — результат специальной тренировки голосового аппарата (см. Постановка голоса). Поставленный в академической манере певческий голос отличается красотой тембра, звонкостью и округлостью гласных, ровностью двухоктавного диапазона, широкими динамическими возможностями, льющимся характером. Эталонное звучание певческих голосов позволяет им хорошо сливаться в ансамблях. Певец должен также обладать четкой дикцией, ясно и выразительно произносить при пении поэтический текст.

ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ — звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса. Они могут быть исполнены как одним, так и другим регистровым механизмом голосовых складок. Каждый тип голоса обладает своими характерными, более или менее постоянными, переходными звуками. В мужском голосе, имеющем два натуральных регистра, различают следующие переходные звуки: у теноров ми — фа — фа-диез, редко соль 1-й октавы; у баритонов — ре — ми-бемоль, иногда ми 1-й октавы; у басов они варьируются от ля — си-бемоль малой октавы до до — до-диез 1-й октавы. В женском голосе с его трехрегистровым строением имеются два перехода — из грудного регистра в центр (медиум) и из центрального в головной. У сопрано это соответственно ми — фа — фа-диез 1-й октавы и ми - фа — фа-диез 2-й; у меццо-сопрано и контральто до — до-диез — ре 1-й октавы и до — до-диез — ре 2-й. В академическом пении развитие смешанного регистра (см. Микст) дает возможность сделать переходные звуки незаметными. Наличие в профессиональном голосе ощутимого перехода — показатель его несовершенства.

ПЕСНЯ — наиболее распространенный жанр вокальной музыки, соединяющий музыкальный образ с поэтическим. Различают песню народную и профессиональную, сочиненную композитором совместно с поэтом. Песни принято классифицировать по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические, революционные), по сфере бытования (городские, крестьянские, солдатские, детские), по складу (одноголосные и многоголосные), по форме исполнения (сольные, хоровые, ансамблевые, с сопровождением, а капелла) и т. д. Термин «песня» в Германии (Lied), Англии (song), Франции (chanson) применяется и к романсу. Мелодия песни является обобщенным выражением содержания текста. Мелодия и текст в песне подобны по структуре, состоят из равных построений (строф и куплетов). Песни Древней Греции — простые одноголосные мелодии (пэан, дифирамб, эпиталама). В творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров сложились многочисленные песенные формы: рондо, серенада, канцона и др. В XVI—XVII вв. получили развитие многоголосные жанры: вилланелла, фроттола, канцонетта. Во 2-й пол. XVIII в. песенные формы занимают видное место в западно-европейской опере. Песни и песенные циклы создаются Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Р. Шуманом. В России наряду с крестьянской песней с XVIII в. развивалась городская. 1-я пол. XIX в.— время расцвета бытовой песни-романса в творчестве А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и др. В конце XIX — начале XX вв. получает развитие жанр рабочей революционной песни («Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу»), послужившей одним из истоков советской массовой песни. Советская песня — патриотическая, лирическая, детская — достигла значительных вершин в творчестве И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, А. Г. Новикова, М. И. Блантера, А. И. Островского, А. Н. Пахмутовой и др.

ПОДГОЛОСОК — мелодический вариант основного напева в русском песенном многоголосии. От этого термина произошло название «подголосочная полифония». Подголосок поддерживает основную мелодию, часто сливаясь с нею в унисон, либо украшает ее, орнаментирует, иногда образует самостоятельные попевки. Обязательным является унисонное заключение напева. Подголосочность встречается также в украинских и белорусских песнях.

ПОЗИЦИЯ ЗВУКА — термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции. Наличие в тембре достаточного количества высокочастотных обертонов делает звук более ярким, звонким, светлым, полетным (см. Полетность), то есть высоким по позиции. При недостатке высокочастотных обертонов он при той же абсолютной высоте воспринимается как более глухой, низкий. Обычно певец не слышит этих отклонений, а скорее ощущает их по неточности работы голосового аппарата. Позиционную нечистоту можно исправить, обратив внимание на точность и правильность техники голосообразования.

ПОЛЁТНОСТЬ — свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность зависит от наличия в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Полетный голос даже на pianissimo всегда достаточно звучен, неполетный голос, несмотря на видимые усилия певца, в зале слышен плохо. Поэтому в вокальной педагогике особое внимание уделяется верному тембровому оформлению звука, а не только развитию его силы.

ПОЛИФОНИЯ (от греч. polyphone — многоголосие) — вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и движении двух и более мелодических голосов. Полифония может быть: 1) имитационной (см. Канон, Фуга); 2) подголосочной (см. Подголосок); 3) контрастной, основанной на сочетании различных мелодий. Имитационная и подголосочная полифония часто используется в хоровых произведениях.

ПОПЕВКА — мелодический оборот, интонация. Термин применяется главным образом по отношению к народным песням.

ПОРТАМЕНТО (от итал. portare la voce — переносить голос) — в сольном пении и игре на смычковых инструментах скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Является одним из средств выразительности. В отличие от глиссандо, которое указывается композитором в нотном тексте, исполнение портаменто предоставляется на усмотрение исполнителя. Злоупотребление этим приемом, ведущее к манерности исполнения, так же как и непроизвольное портаменто (так наз. «подъезды» к звуку), недопустимы.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, для пения в том или ином жанре вокального искусства. Поставленный голос обладает повышенной выносливостью, красивым тембром, устойчивостью, большой силой и диапазоном. Методика постановки голоса опирается на общие принципы использования дыхания, артикуляционного аппарата, резонаторов.

ПРЕМЬЕР (фр. premier — первый) — певец, исполняющий главные (первые) партии в опере или оперетте.

ПРИКРЫТИЕ — вокальный прием, применяемый певцами-мужчинами при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков. Сущность приема прикрытия в том, что, употребляя гласные у и о, т. е. увеличивая импеданс на переходных звуках и выше, певец снимает излишнее напряжение с голосовых складок, облегчая их переход на смешанное голосообразование. Таким образом, появляется возможность петь верхний отрезок диапазона голосом, полноценно окрашенным головным и грудным резонированием (см. Микст). Прикрытое голосообразование возникло во 2-й четверти XIX в. как практическое приспособление голосового аппарата к новым требованиям вокальных партий опер Дж. Мейербера, Ф. Галеви, Дж. Верди и др. (расширение диапазона партий, перенос кульминаций в верхний регистр, повышенная плотность звучания оркестра). В широкую практику введено французским тенором Ж. Дюпре в форме voix mixte sombree — смешанного «притемненного» голоса. Основные правила освоения прикрытия: смягчение звукообразования в центре диапазона, округление голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания. Большую пользу приносит четкое осознание физиологического механизма чистых грудного и фальцетного типов работы голосовых складок, хорошо ощущаемых каждым певцом. При неверном использовании приема прикрытия звук может стать «перекрытым», глухим. Мера прикрытия, наиболее подходящая конкретно данному певцу, вырабатывается в процессе постановки голоса.

ПРИМАДОННА (итал. primadonna, букв.— первая дама) — певица, исполняющая главные (первые) партии в опере или оперетте.

ПРИПЕВ — вторая часть куплетной песни. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, припев исполняется на неизменный текст.

ПРИЧИТАНИЯ — жанр народного музыкально-поэтического творчества. В разных областях России называются также плачами, воплями, голошениями и т. д. Причитания делятся на обрядовые (свадебные, похоронные) и необрядовые (связанные с рекрутской повинностью и различными трагическими событиями в жизни крестьян). Мелодии причитаний имеют черты декламационности, диапазон их невелик, не более кварты, темп и ритм свободный. Во время исполнения мелодические попевки чередуются со стонами, рыданиями, выкриками, всхлипываниями. Интонации причитаний использованы в произведениях многих русских композиторов, в том числе М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского.

ПРОБА ГОЛОСА — проверка голосовых данных с целью определения типа голоса, диапазона, силы звука. Пробу голосов проводят педагоги-вокалисты, а также хормейстеры при зачислении певцов в хор.

ПРЯМОЙ ГОЛОС — голос, лишенный вибрато.

ПСАЛМОДИЯ — пение псалмов. Представляла собой мерное, монотонное пение, не допускающее выражения эмоций, иногда с длительной речитацией на одном звуке.

ПСАЛМЫ (от греч. psalmos — хвалебная песнь) — библейские поэтические гимны, по преданию сочиненные царем Давидом. Псалмы стали составной частью христианского богослужения. Ранние псалмы были одноголосными, и пели их в унисон поочередно два хора или солист и хор (см. Антифон). С XV в. псалмы стали многоголосными, для поддержки голосов привлекались инструменты. Музыку разных жанров на тексты псалмов сочиняли Жоскен Депре, О. Лассо, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. С. Бортнянский, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер, И. Стравинский и др.

ПСАЛЬМА — бытовая трехголосная песня на Украине, в России и Белоруссии в XVII — XVIII Вв. Предназначалась для домашнего пения, в отличие от церковных псалмов. Текстами псальм служили в основном псалмы Давида. По складу музыкального изложения псальма родственна канту. В России была популярна «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого с музыкой В. П. Титова.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова