Вокальный словарь. О

Глава №13 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ОБЕРТОНЫ (нем. Obertone, от ober — высокий и tone — звуки) — призвуки; расположенные выше основного тона, по которому определяется высота звука. Источник звука (струна, столб воздуха, голосовые складки) колеблется не только всей своей длиной и массой, но и отдельными частями. Колебание источника звука в целом рождает частоту, определяющую высоту звука,— основной тон. В результате частичных колебаний возникают обертоны, влияющие на окраску звучания (см. Тембр). Различают обертоны гармонические (гармоники), которые по частоте в 2, 3-, 4 и т. д. раз выше основного тона и образуют вместе с ним так наз. натуральный ряд звуков, и негармонические, подчиняющиеся другим закономерностям. В струнных музыкальных инструментах тембр звука зависит от структуры и формы дек. В голосовом аппарате, как и в духовых инструментах, образование окончательного тембра зависит от резонаторов. Свойство обертонов образовывать тембр звука широко используется в музыкально-исполнительской практике. У певцов тот или иной набор обертонов, возникающих в голосовой щели, зависит от плотности смыкания голосовых складок, степени их натяжения, включения в вибрацию той или иной части мышечной массы. При плотном смыкании голосовых складок, характерном для звучания в грудном регистре, возникает богатый набор обертонов (до 30-ти), создающий условия возникновения резонанса в головном и грудном резонаторах. При неплотном смыкании в грудном регистре (недосмыкание; придыхание) уменьшается число высокочастотных обертонов, звук теряет яркость, звонкость. При фальцете, когда колеблются лишь края складок и между ними остается щель, набор обертонов исходного звука крайне ограничен (2—3 обертона).

ОДА (от греч. ode — песнь) — лирическая хоровая или сольная песня торжественного характера в Древней Греции. С XVII—ХVIII вв. в западно-европейской музыке одой называлось родственное кантате хоровое или вокально-инструментальное произведение, сочиненное в честь какого-либо праздничного события, знатного лица. Позднее это название стали использовать для произведений торжественного, гимнического характера, разнообразных по форме и составу исполнителей. Так, финал Девятой симфонии Л. Бетховена написан для солистов, хора и оркестра на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера.

ОДНОГОЛОСИЕ — музыкальное изложение, которое ограничено одной мелодической линией. Одноголосие является исторически наиболее ранней формой музыкального искусства. См. Мелодия, Монодия.

ОДНОРОДНЫЙ ХОР — хор, состоящий из голосов одного типа — детских, женских, мужских, в отличие от смешанного хора.

ОКРУГЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ — более округлое, «затемненное» звучание гласных при академической манере пения (см. Пение). Гласный а звучит с элементом о, е — с элементом э, и — с элементом ы.

ОПЕРА (итал. opera — труд, дело, сочинение) — род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются славо, музыка, сценическое действие, живопись (декорации). В основе ояеры лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором. В структуру оперы входят следующие элементы: инструментальные вступления (увертюра, антракты), сольные эпизоды (арии, речитативы и др.), ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т. п.), хоры. Ряд замкнутых или сквозных сольных и ансамблевых номеров, объединенных единым драматургическим действием, образуют сцены, которые, в свою очередь, создают акты, или действия, оперы. Число действий в классических операх колеблется от 1 до 5.

Первые оперы появились на рубеже XVI — ХVII вв. во Флоренции (Италия). Их создание было связано с попыткой возрождения древнегреческих трагедий. Название первых опер — dramma per musica (драма посредством музыки) — раскрывает сущность этого жанра. Ранние образцы опер, принадлежавшие Я. Пери, не сохранились. Опера быстро распространяется сначала в Италии (Венеция, Рим, Неаполь), а затем и в соседних европейских странах. К середине XVIII в. формируются национальные оперные школы в Италии, Франции, Англии, Германии, в которых происходит рождение и становление разновидностей оперного жанра (опера-сериа, опера-буффа, зингшпиль, балладная oпера, опера комик, лирическая трагедия, сарсуэла, тонадилья и др.). В процессе развития опера претерпела значительную эволюцию, появились новые жанровые разновидности — большая опера, лирическая опера. Усиление драматического начала в опере привело к возникновению музыкальной драмы (Р. Вагнер). В XX в. процесс взаимодействия и взаимопроникновения оперных жанров приводит к появлению произведений смешанного типа, которым трудно дать однозначное определение. Появляются оперы-оратории, сценические кантаты, оперные миниатюры и др.

В 1-й пол. XIX в. сложилась русская оперная школа, ставшая одной из ведущих в Европе. В творчестве М. И. Глимки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского утвердилось разнообразие типов оперных произведений и средств музыкальной драматургии. Советские композиторы С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. И. Дзержинский, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин и др. продолжили развитие реалистических традиций русской классики.

ОПЕРА КОМИК (фр. opera comique) — французская разновидность комической оперы, сложившаяся в середине XVIII в. Возникла в парижских ярмарочных театрах как пародия на большую придворную оперу Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо. Поначалу представляла собой остросатирический спектакль со вставными музыкальными номерами — водевилями, ариеттами на злободневные темы. Первые авторы комических опер — драматурги А. Р. Лесаж, А. Пирон, Ш. С. Фавар и композиторы К. Жилье, Ж. Муре, П. Л'Аббе. Со временем роль музыки возрастала, и к середине XVIII в. комическая опера сформировалась как музыкально-театральный жанр. В отличие от оперы-буффа, речитативы в ней были заменены разговорными диалогами, тематика стала более разнообразной (от бытовой до сказочной и экзотической). Среди лучших комических опер XVIII в.— «Дезертир» П. А. Монсиньи, «Ричард Львиное сердце» А. Э. М. Гретри. В XIX в. комические "оперы приобрели черты романтизма («Белая дама» А. Буальдьё, «Фра-Дьяволо» Ф. Обера). В жанре опера комик (с разговорными диалогами) создана глубоко трагедийная опера Ж. Бизе «Кармен».

«ОПЕРА СПАСЕНИЯ» (фр. opera de sauvetage) — разновидность оперы во Франции конца XVIII в., получившая развитие в годы Великой французской революции. Ее основные признаки — напряженное развитие сюжета с возрастанием опасности для героев и благополучная развязка. Для музыки характерны драматическая выразительность, стремление к единству композиции (лейтмотивы и т. п.), соединение героических и жанровых элементов. «Оперы спасения» писали А. М. Бертон («Ужасы монастыря»), Ж. Ф. Лесюэр («Пещера»), Л. Керубини («Лодоиска», «Элиза», «Водовоз»). В традициях «оперы спасения» создан «Фиделио» Л. Бетховена.

ОПЕРА-БАЛЕТ (фр. opera-ballet) — разновидность оперы, сложившаяся на рубеже XVII—XVIII ва во Франции под влиянием комедий-балетов Ж. Б. Мольера с музыкой Ж. Б. Люлли, опер и балетов Люлли. Опера-балет состоит из чередования танцевальных сцен с ариями, речитативами, ансамблями и т. д. На первом плане не развитие сюжета, а красочность, декоративность представления. Первые оперы-балеты созданы А. К. Детушем, А. Кампра («Венецианские празднества»). Вершиной развития жанра стали оперы-балеты Ж. Ф. Рамо «Галантная Индия», «Празднества Гебы», «Сюрпризы Амура» и др. В XIX—XX вв. появляются отдельные оперы-балеты на мифологические и сказочные сюжеты: «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского, «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, «Падмавати» А. Русселя, «Театр чудес» X. В. Хенце, «Снежная королева» М. Р. Раухвергера.

ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buffa) — итальянская разновидность комической оперы, зародившаяся в 30-е гг. XVIII в. Возникла из комических интермедий, исполнявшихся между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа, которая положила начало самостоятельному существованию жанра, стала интермедия Дж. Б. Перголези «Служанка-госпожа». Для оперы-буффа характерны бытовой сюжет, небольшое число действующих лиц, стремительное развитие действия, буффонада, яркость мелодики, близкой к народной песенности. Опера-буффа вывела на сцену персонажи из народа (слуг, торговцев, солдат) — в противовес героям оперы-сериа (богам, нимфам, полководцам). Среди композиторов, писавших оперы-буффа,— Дж. Паизиелло («Мельничиха»), Н. Пиччинни («Чеккина, или Добрая дочка»), Д. Чимароза («Тайный брак»). Традиции оперы-буффа развивали и по-новому претворяли В. А. Моцарт («Свадьба Фигаро»), Дж. Россини («Севильский цирюльник»), Г. Доницетти («Дон Паскуале»), Дж. Верди («Фальстаф»), С. С. Прокофьев («Обручение в монастыре») и др.

ОПЕРА-СЕМИСЕРИА (итал. opera semiseria — полусерьезная опера) — разновидность оперы, промежуточная между оперой-сериа и оперой-буффа. Термин относится к операм XVIII — 1-й трети XIX вв., хотя проникновение комических элементов в серьезную оперу и наоборот встречалось и раньше. К операм-семисериа относят некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло. Выдающееся значение имеют созданные в рамках этой жанровой разновидности оперы «Дон-Жуан» В. А. Моцарта (композитор определил ее жанр как «веселая драма» — dramma giocosa) и «Сорока-воровка» Дж. Россини.

ОПЕРА-СЕРИА (итал. opera-seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы, сложившийся в конце XVII—XVIII вв. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Для оперы-сериа характерны героико-мифологические и легендарно-исторические сюжеты, разделение функций музыки и слова. Драматическая интрига разворачивалась в речитативах secco (см. Речитатив), эмоции героев воплощались в развитых виртуозных ариях, реже ансамблях определенных типов — героических, лирических, скорбных. Таким образом, музыка претворяла лишь некоторые стороны драмы. Господство певцов-виртуозов на оперной сцене (см. Бельканто) привело к кризису оперы-сериа, которую к середине XVIII в. стали называть «концертом в костюмах». Это привело к стремлению композиторов углубить выразительность пения, усилить роль оркестра. Постепенно название «опера-сериа» утратило свой первоначальный смысл и вышло из обихода. В жанре оперы-сериа работали композиторы А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, Б. Галуппи, Н. Порпора, Н. Йоммелли, К. В. Глюк (ранние оперы), либреттисты А. Дзено и П. Метастазио.

ОПЕРЕТТА (итал. operetta — маленькая опера) — музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами. Как самостоятельный жанр оперетта сложилась во Франции в середине XIX в. Первые оперетты отличались сатирической направленностью, злободневностью, остроумием («Перикола», «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Маленький Фауст» Ф. Эрве); впоследствии во французской оперетте усилились лирические черты, стали использоваться лирико-романтические сюжеты («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве, «Дочь мадам Анго» Т. Лекока, «Корневильские колокола» Р. Планкета). Венская оперетта развивала традиции французской; в музыке получили использование мелодика и формы австрийской бытовой музыки («Летучая мышь», «Цыганский барон» И. Штрауса, «Боккаччо» Ф. Зуппе, «Нищий студент» К. Миллёкера), интонации и ритмы венгерского фольклора («Веселая вдова», «Граф Люксембург» Ф. Легара и «Княгиня чардаша», «Баядера», «Марица» И. Кальмана). Развитие американской оперетты в 20-х гг. XX в. привело к возникновению мюзикла. Советские оперетты отличались общественной значимостью тематики и в то же время мелодической яркостью и богатством музыкальных форм («Холопка» Н. М. Стрельникова, «Вольный ветер», «Белая акация» И. О. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, оперетты Ю. С. Милютина, В. П. Соловьева-Седого, К. Я. Листова, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова и др.

ОПЕРНОЕ ПЕНИЕ — исполнение оперных партий. В оперном пении обычно воплощаются глубокие человеческие страсти, сильные переживания, вызванные острыми, напряженными драматическими конфликтами. Оперное пение всегда крупно, выпукло, ярко. Оно требует от певца широкой динамической палитры голоса, эмоциональности исполнения, умения создавать живые реалистические образы, четкой дикции. Голос оперного певца — сильный, темброво насыщенный, с большим диапазоном, способный выдерживать тесситуру оперных партий, пробиваться через плотное звучание оркестра, наполнять большие помещения (оперные голоса современных певцов имеют обычно силу 110—120 децибелл в метре от рта).

Требования к певческому оперному голосу исторически менялись. Так, в эпоху бельканто в пении особенно ценились гибкость, техника беглости, безупречная кантилена, использовались натуральные регистры, сила голоса не имела первостепенного значения. С середины XIX в., в связи с драматизацией партий, увеличением состава оркестра и размеров театральных помещений стали требоваться сильные объемные голоса с полноценно звучащими верхними нотами. В вокальных партиях современных опер используются речитативный принцип построения мелодии, -бвльшие интервальные с-качка, резкие изменения динамики и темпа, часто неудобная тесситура, крайние звуки диапазона. Все это делает необходимым обратить особое внимание на технику пения, развитие и совершенствование слуха. Репертуар оперных театров включает в себя лучшие образцы всех оперных стилей, сочинения композиторов разных национальностей, поэтому певец должен владеть различными видами звуковедения. Для оперного певца важно строго держаться своего типа и характера голоса, верно рассчитывать уровень технической оснащенности при вхождении в репертуар. В этом залог поступательного развития голоса и его долголетия. Оперное пение осваивается только на оперной сцене при участии оркестра. Важной подготовительной ступенью является освоение репертуара в оперных студиях, существующих при большинстве отечественных консерваторий.

ОПОРА — термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голоcообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие — как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры. Выработка «пения на опоре» — необходимый элемент воспитания хора, способствующий слитности звучания и чистоте интонирования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ГОЛОСА — одна из важнейших задач вокальной педагогики. Приспособительные возможности голосового аппарата весьма велики, и потому истинная природа голоса часто бывает скрыта (например, вследствие подражания любимому певцу). Определение типа голоса производится по комплексу признаков, т. к. ни один из них в отдельности не дает однозначного ответа. К ним относятся: тембр, диапазон, способность выдерживать тесситуру, место расположения переходных нот, строение гортани и размеры голосовых складок, телосложение певца. При исследовании голосовых складок надо учитывать не только их длину, но и толщину, массивность. Например, встречаются басы, имеющие сравнительно короткие, но массивные голосовые складки. Когда голос сразу не поддается ясному определению, носит промежуточный характер, целесообразно временно воздержаться от категоричного причисления его к какому-либо типу, выдержать определенный период занятий на наиболее удобном участке диапазона. Для певца крайне важно исполнять репертуар, свойственный его типу голоса. Пение партий, написанных применительно к другому характеру голоса, ведет к деградации вокальных данных и сокращает певческое долголетие.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от лат. oratorium — молельня) — монументальное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, предназначенное, как правило, для концертного представления. Оратория возникла на рубеже XVI- XVII вв. почти одновременно с оперой и кантатой и имеет с ними общие черты. Подобно опере, она содержит сольные арии, речитативы, ансамбли, хоры, развивается на основе драматического сюжета. В отличие от оперы в оратории повествование преобладает над драматическим действием. От кантаты оратория отличается масштабностью формы, развернутым сюжетом. Первоначально оратории сочинялись в основном на библейские и евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме во время церковных праздников (одна из разновидностей — так наз. «страсти»). Постепенно оратория приобретала все более светский характер и перешла на концертную эстраду. Высокого расцвета оратория достигла в творчестве Г. Ф. Генделя (он создал 32 оратории, в том числе «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»), И. С. Баха («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория»), И. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»). В XIX в. произведения в этом жанре создали Л. Бетховен; Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, Г. Берлиоз. В XIX в. складывается жанр оперы-оратории, которая может исполняться как на концертной эстраде, так и в театре («Царь Давид» А. Онеггера, «Царь Эдип» И. Стравинского). Русские композиторы обращались к оратории редко («Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярева, «Вавилонское столпотворение» А. Г. Рубинштейна). В советской музыке жанр оратории использовался для воплощения тем большой общественной значимости («Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича, «На страже мира» С. С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. В. Свиридова).

ОРГАНУМ (лат. organum, от греч. organon — инструмент) — название наиболее ранних видов европейского многоголосия конца IX — середины XIII в. Органум представлял собой сольное или ансамблевое пение. Самый ранний, параллельный органум (IX—X вв.) характеризуется параллельным движением квинтами и квартами, иногда с октавнымн удвоениями. Более поздние виды органума — мелизматический и метризованный — подготовили появление мотета.

«ОРФЕОН» — название французских мужских хоровых любительских обществ. Основаны в 1833 г., существуют по настоящее время.

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos — правильный, epos — речь) — правильное литературное произношение текста. В русском языке (как и в ряде других) произношение слов отличается от их начертания. Гласные чисто произносятся, главным образом, в ударном положении, а остальные звучат не в полной форме (ослабленно, укороченно). Такая редукция гласных звуков является нормой русского языка. В пении, где каждый гласный звук должен быть протянут и иметь кроме необходимой окраски гласного специфически певческий тембр, речевая орфоэпия не может быть полностью соблюдена (см. Гласные в пении). Вокальная практика выработала свои певческие орфоэпические нормы произношения. Стремление к естественному сочетанию в пении речевого и вокального начал является для певца задачей первостепенной важности.

ОТКРЫТЫЙ ЗВУК — перенесение речевого звучания гласных в пение. Открытым звуком пользуются при исполнении народных песен. Профессиональные народные хоры и некоторые певицы, поющие в народной манере, используют не совсем открытый звук, несколько округляя его (см. Округление гласных).

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова