Вокальный словарь. Д

Глава №5 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ДЕТОНИРОВАНИЕ (от фр. detonner — петь фальшиво) — пение с пониженной, реже — с повышенной интонацией. Звук слышится пониженным или повышенным, когда он выходит из зоны частот, определяющих высоту данного тона (см. Высота звука). Однако на ощущение высоты звука влияют и другие факторы — тембр (см. Позиция звука), вибрато. Детонация может появляться на отдельных, технически более трудных звуках (обычно высоких или переходных), а может определять пение данного певца в целом. В последнем случае говорят о позиционной нечистоте пения. Причины детонации различны: недостаточно развитый музыкальный слух, в частности плохое ощущение ладовых тяготений; пение во время мутации, дефекты техники голосообразования или ее нарушение вследствие болезни, переутомления, невнимательности, изменения акустических условий самоконтроля и т. п.

ДЕТСКИЙ ГОЛОС — вследствие малых размеров голосового аппарата сильно отличается от голоса взрослых. Общий характер детских певческих голосов (независимо от возраста детей) — мягкость, «серебристое» головное звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченность силы звука. Способность петь проявляется у детей с 2 лет, и до 7 лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Диапазон голоса к этому времени достигает септимы (ре 1-й октавы — до 2-й октавы). С 7 лет в голосовых складках начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12 годам. У ребенка появляется возможность пользоваться не только фальцетным, но и грудным типом формирования звука (см. Регистр). Использование грудных вибраций в период закладки и обособления вокальных мышц может способствовать как возникновению более удачных анатомических соотношений в гортани, так и лучшей управляемости микстовой работой голосовых складок (см. Микст). К 13 годам в голосе, даже при пользовании чистым фальцетом, начинают проявляться элементы грудного звучания, и диапазон расширяется до октавы или децимы (до 1-й октавы — ми-фа 2-й октавы). Голоса девочек и мальчиков, не различаясь существенно по звучанию, делятся лишь по диапазону: высокие, дисканты (сопрано), чаще всего имеют диапазон до 1-й октавы — фа (соль) 2-й октавы, низкие, альты — ля (соль) малой октавы — ре (ми) 2-й октавы. В связи с половым созреванием (обычно в период от 12 до 15 лет) детские голоса претерпевают мутацию. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более сильным, с большими возможностями диапазона и тембра за счет укрепления медиума, имеющего микстовый характер. Голоса мальчиков, понижаясь во время мутации примерно на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон натурального грудного звучания и сохраняют фальцетные возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Основными правилами работы с детскими голосами являются: строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона, мягкое, свободное от зажимов и форсировки пение, ограниченная динамика, подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям, непродолжительность и систематичность занятий.

ДЕТСКИЙ ХОР. Детские хоры разделяются по возрастным признакам. Хор младших школьников состоит из детей до 10—11 лет. Звучание хора исключительно фальцетное, диапазон небольшой. Репертуар состоит из одно- и двухголосных произведений, причем вторые голоса по тембровой окраске мало отличаются от первых. В хор среднего школьного возраста входят дети от 11 до 14 лет. В этом возрасте увеличивается диапазон и намечается тембровая окраска. Репертуар уже может быть двух- и трехголосным. В хоре старшего школьного возраста поют дети от 14 до 16 лет. Репертуар хора состоит из произведений, предназначенных для женского хора, но доступных детям по тесситуре. Хор мальчиков состоит из детей от 7—8 до 14—15 лет. Звучание хора мальчиков очень яркое, легкое, с характерной тембровой окраской.

ДЕФЕКТЫ ПЕВЧЕСКОГО ЗВУКА — горловой голос, открытый, «белый» звук, форсирование звука, бетонирование, гнусавость, носовой призвук (см. Ротоглоточный канал), качание, или тремоляция, голоса (см. Вибрато), несобранный, неопертый звук (см. Опора). Все эти дефекты, как правило, носят приобретенный характер. Основной причиной их возникновения являются неверные навыки пения, полученные в результате самостоятельных занятий или плохого обучения.

ДИАПАЗОН [от греч. dia pason (chordon) — через все (струны) ] — звуковой объем голоса или инструмента от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса профессионального певца — солиста или хориста — должен быть не менее двух октав. В самодеятельных хорах диапазоны не превышают полутора октав. Диапазон — в значительной мере природное качество, однако при правильной методике развития голоса естественный диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз. Для мужских голосов расширение диапазона вверх связано с овладением приемом прикрытия звука. Развитие верхнего участка требует постепенности, так как высокие звуки формируются с использованием предельных возможностей голосового аппарата. Рекомендуется сначала исполнять их в преходящем движении, учитывая действие механизма инерции. Выдерживание их и филировка осваиваются позднее, когда голосовой аппарат привыкнет к необходимым усилиям.

ДИВИЗИ (илал. divisi) — разделенные) — временное разделение какой-либо хоровой или оркестровой партии на 2, 3 и более голосов.

DIES IRAE (диес ире, лат. «Dies irae» — «День гнева»)

1) Средневековое католическое песнопение. Мелодия отличается суровой, сдержанной выразительностью. Напев Dies irae как символ смерти использовался в творчестве многих композиторов, в том числе В. А. Моцарта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Дж. Верди, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
2) Один из разделов реквиема.

ДИКЦИЯ (от лат. dictio — произнесение) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у певца позволяет без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. Разборчивость слов в пении определяется четкостью произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания. Певец лишен возможности протянуть согласные во времени, так как это разрушает кантилену и ведет к скандированию отдельных слогов. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту; нельзя долго входить в гласный звук. Вялые губы и язык в пении недопустимы. Необходимо строго следить за осмысленным и эмоционально насыщенным произнесением слов, что также ведет к повышению разборчивости текста. В хоре кроме четкости произношения согласных каждым певцом требуется синхронность артикуляции всех поющих, достигаемая благодаря следованию за дирижерским жестом.

ДИНАМИКА — совокупность явлений, связанных с громкостью звучания. Динамика является одним из важнейших выразительных средств музыки. Применение динамических оттенков (forte, piano, creschendo, diminuendo и др.) определяется содержанием и характером музыки.

ДИСКАНТ (от лат. discantus)

1) Высокий детский певческий голос с диапазоном до 1-й октавы — соль 2-й октавы. Звучание дисканта отличается чистотой, звонкостью и серебристостью.
2) Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими голосами.
3) Форма многоголосия в средневековой музыке. Возникла во Франции в XII в. Получила название по верхнему голосу (дисканту), сопровождавшему основную мелодию (григорианский хорал) в противоположном движении.
4) Дышкант — верхний солирующий голос (подголосок в народных песнях украинцев, белорусов и донских казаков).

ДИССОНАНС — сочетание двух (и более) звуков, не сливающихся друг с другом в восприятии слушателя. По сравнению с консонансом диссонанс звучит более напряженно и вызывает ожидание разрешения, перехода в консонанс. К диссонансам относятся большие и малые секунды и септимы, тритон и другие увеличенные и уменьшенные интервалы, а также аккорды, включающие в себя эти интервалы.

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) — в Древней Греции хоровая песня в честь бога Диониса. Пение дифирамбов сопровождалось плясками и игрой на авлосе. Предполагают, что из дифирамба возникла древнегреческая трагедия. В наше время некоторые композиторы называют дифирамбами инструментальные сочинения гимнического характера (симфонический дифирамб «Врубель» М. Ф. Гнесина, «Дифирамбы» для фортепиано Н. К. Метнера).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — свойство звука, зависящее от продолжительности колебания источника звука. Соотношение различных длительностей, выражающееся в метре и ритме, является основой музыкальной выразительности.

ДОМЕСТИК (от лат. domesticus — домашний) — мастер пения в Византии IV в. и на Руси XI в., который совмещал обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения.

ДОЙНА — народная песня или инструментальная пьеса в Молдавии и Румынии.

ДУЭТ (итал. duetto, от лат. duo — два) — ансамбль из двух исполнителей, а также музыкальное произведение для такого ансамбля (см. Ансамбль).

ДЫХАНИЕ — один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц-вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (косто-абдоминальное) и диафрагмальное (абдоминальное, брюшное) дыхание. Верхнереберное дыхание в пении не применяется, так как ведет к напряжению мышц шеи. Наилучшим для пения является дыхание нижнереберно-диафрагмальное, когда при вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра хорошо раздвигаются, диафрагма опускается и живот немного выдается вперед. Для пения принципиальное значение имеет не столько тип вдоха, сколько характер выдоха. Выдох в пении осуществляется при действии мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но достаточно активным для создания чувства опоры. Длительность и сила дыхания развиваются в процессе пения и зависят от координации с работой голосовых складок. Упражнения в дыхании без звука помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, т. е. развивают управление этой мускулатурой. Певческое же дыхание осваивается только на звуковых упражнениях, когда в работе участвуют гортань и другие отделы голосового аппарата. Основным критерием правильности дыхания является качество звучания голоса. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами. Обычно вдох производится быстро, бесшумно, через нос или через нос и рот одновременно. Если позволяет музыка, то желательно вдох производить через нос. Возможности и характер дыхания у певцов хора показывает жест дирижера. В хоровом пении применяется как одновременное, так и цепное дыхание.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова