Вокальный словарь. Б

Глава №2 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

БАЛЛАДА (от лат. ballo — танцую) — первоначально (в XII в.) танцевальная одноголосная хоровая песня. В XIII в. жанр баллады становится важнейшим в творчестве трубадуров и труверов, она превращается в одноголосную лирическую песню с инструментальным аккомпанементом импровизационного характера. Баллады писали крупнейшие музыканты раннего Возрождения Филипп де Витри, Гильом де Машо. В народном творчестве танцевальная баллада постепенно трансформируется в повествовательную песню, зачастую с элементами фантастики. Этот вид баллады повлиял на ее возрождение в музыке композиторов-романтиков XIX в.— Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др. Сюжеты вокальных баллад становятся более драматичными, нередко приобретая мрачный трагический колорит («Лесной царь» Шуберта). В России к жанру вокальной баллады обращались М. И. Глинка («Ночной смотр»), А. С. Даргомыжский («Свадьба»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»), Н. А. Римский-Корсаков («Свитезянка»). Следует отметить включение баллады в оперу (баллада Финна из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», баллада Сенты из оперы Р. Вагнера «Летучий голландец»). Жанр баллады проникает и в инструментальную музыку (баллады Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Форе). Отечественные композиторы также обращались к балладе, наделяя ее героико-патриотическим содержанием (баллада Витязя из симфонии-кантаты «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева).

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА (англ. ballad opera) — английский вариант комической оперы XVIII в., комедия сатирического содержания, в которой песни и танцы чередовались с разговорными сценами. Родоначальники жанра — английский поэт-сатирик Дж. Гей и композитор Дж. Пепуш. Созданная ими «Опера нищих» представляла собой пародию на итальянскую оперу-сериа с ее штампами и условностями, а также яркую сатиру на политическую и социальную жизнь Лондона начала XVIII в. В пьесу включены народные английские, шотландские и ирландские баллады, часть музыкальных номеров и увертюра написаны Дж. Пепушем. Поставленная в 1728 г. в Лондоне, «Опера нищих» вызвала множество подражаний. Под ее воздействием возник позднее немецкий зингшпиль. В качестве примеров современной интерпретации жанра балладной оперы следует назвать «Трехгрошовую оперу» К. Вейля с текстом Б. Брехта и новую редакцию «Оперы нищих», осуществленную Б. Бриттеном в 1948 г.

БАЛЛЕТТО (итал. balletto) — вокальное произведение танцевального характера, по музыкальной фактуре близкое к мадригалу. Жанр баллетто был популярен в середине XVI — начале XVII вв. в творчестве композиторов Италии (Дж. Гастольди), Англии (Т. Морли), Германии (X. Хаслер).

БАНДУРИСТ, кобзарь — украинский певец и музыкант, исполняющий свои произведения в сопровождении бандуры (струнный щипковый инструмент). Издавна бандуристы слагали и пели свои думы (сказы) о подвигах героев, о тяжелой участи простых людей, о борьбе украинского народа против угнетателей. Выдающимися бандуристами были Т. Белоградский (XVIII в.), О. Вересай, выступавший в 1875 г. в Петербурге, и др. После Октябрьской революции искусство бандуристов получило массовое распространение. Были организованы ансамбли — капеллы бандуристов; появился ряд талантливых исполнителей-солистов, среди которых Е. Мовчан, В. Перепелюк, А. Бoбырь и др.

БАРД (кельт. bard — певец) — поэт и певец у древних кельтов, в средние века — придворный поэт в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В репертуаре бардов были песни-баллады, боевые, сатирические песни, элегии и т. д. Музыка бардов не сохранилась.

БАРИТОН (от греч. barytonos — низкозвучащий) — мужской певческий голос, занимает промежуточное положение между тенором и басом. Диапазон баритона — ля большой октавы — ля-бемоль 1-й октавы. По характеру голоса различают баритон лирический, лирико-драматический, драматический. Звучание лирического баритона светлое, мягкое, по тембру и высоте приближается к драматическому тенору. Партии: Дон-Жуан («Дон-Жуан» В. А. Моцарта), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно) и др. Лирико-драматический баритон — сильный голос, яркий и светлый по тембру. Может исполнять партии как лирического, так и драматического баритона. Драматический баритон (бас-баритон) — голос большой силы, ярко и мощно звучащий во всем диапазоне. По тембру приближается к басу. Партии: Князь Игорь («Князь Игорь» А. П. Бородина), Грязной («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини) и др. В хоре баритоны входят в партию 1-х басов, причем обычно выше фа 1-й октавы не поют.

БАРКАРОЛА (от итал. barca — лодка) — первоначально песня венецианского гондольера. Для нее характерны размер 6/8 (или 12/8), лирическая певучая мелодия, спокойный плавный аккомпанемент, имитирующий покачивание на волнах, минорный лад. В XIX в. баркарола получила широкое распространение как жанр профессиональной музыки. Вокальные баркаролы создавали Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ш. Гуно, Ф. Мендельсон, Р. Штраус, М. И. Глинка, А. П. Бородин и др. Нередко баркарола используется в опере, например в операх «Оберон» К. М. Вебера, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Отелло» Дж. Верди и др.

БАС (от итал. basso — низкий).

1) Самый низкий мужской певческий голос с диапазоном фа большой октавы — фа 1-й октавы. По тесситуре басы разделяются на высокие и низкие. Высокий, или певучий, бас (basso cantante) иногда называют баритональным за его светлое звучание. У него звучные верхние ноты и яркий центральный участок диапазона. Партии: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно) и др. Низкий, или центральный, бас (basso profundo) обладает мощным звучанием нижних нот и всего центра диапазона. Верхний отрезок диапазона звучит напряженно. Партии: Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Кончак («Князь Игорь») и др. В оперном исполнительстве различается характерный, или комический, бас (basso buffo) — гибкий, подвижный голос. Партии характерного баса: Скула («Князь Игорь»), Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Самый низкий вид басов — басы-октависты с диапазоном ля контроктавы — ля малой октавы. Отдельные басы-октависты могут брать звук фа контроктавы. Особенно красиво басы-октависты звучат в хорах а капелла.
2) Самая низкая партия в хоре или ансамбле. Рабочий диапазон хоровой басовой партии обычно колеблется в пределах соль большой октавы — ре (ми-бемоль) 1-й октавы.

БАХШИ — народные певцы-поэты в Узбекистане, Туркмении и Каракалпакии (бахсы). Сопровождают пение игрой на дутаре.

БАЯТИ — жанр азербайджанской народной песни лирического характера. Исполняются баяти профессиональными певцами — ашугами, гусанами в сопровождении тара, кеманчи, саза. Жанр баяти широко распространен в бытовом домашнем музицировании.

БЕГЛОСТЬ — техника пения в быстром движении. Чаще всего используется в колоратурных украшениях и пассажах (см. Колоратура). Техникой беглости должны владеть все певцы, независимо от типа голоса. Беглость может быть природным качеством, но у большинства певцов она — результат систематических специальных занятий. В упражнениях для выработки техники беглости следует вначале держаться умеренных темпов, постепенно убыстряя движение. Упражнения в быстром движении — один из лучших методов борьбы с форсированием. Быстрое движение не дает голосу перегрузиться дыханием, «затяжелиться». В результате освоения техники беглости гортань делается более гибкой, эластичной, улучшается интонация, голос звучит более ярко.

«БЕЛЫЙ» ЗВУК — термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так наз. открытого звучания голоса (см. Открытый звук). Это «плоское», напряженное звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытия, что заставляет голосовые складки работать с «пересмыканием», зажатостью. В академической манере пения (см. Пение) такое звучание не допускается. К исправлению данного дефекта ведут приемы, повышающие импеданс: более округленное, полное произнесение гласных, округлый рот, опущенная гортань.

БЕЛЬКАНТО (итал. belcanto — прекрасное пение) — стиль пения, cложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й пол. XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании — эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания.

Появление бельканто связано с развитием гомофонного стиля и формированием итальянской оперы. Раннее бельканто, или canto spianato (ровное пение), отличалось чувствительностью, патетичностью исполнения, для него характерны выразительная кантилена, небольшие колоратурные украшения, усиливающие драматический эффект (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести). Классическое бельканто, или canto fiorito (расцвеченное пение), развивается с конца XVIII в. Это блестящий виртуозный стиль, в котором господствует колоратура, постепенно становящаяся самоцелью певцов. Техническое совершенство голоса — длительность дыхания, владение всеми видами колоратуры, мастерство филировки, блеск исполнения труднейших пассажей, умение импровизировать украшения — ценится превыше всего. Подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов, музыка многих опер конца XVIII — начала XIX вв. теряет цельность, художественную значимость. Выдающиеся представители этого периода бельканто — А. Бернакки, А. Уберти (Порпорино), Дж. Веллути, К. Габриелли, А. Каталани, А. Нодзари. Новый период развития бельканто связан с творчеством Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, оперы которых потребовали от певцов, наряду с совершенной техникой кантилены и колоратуры бельканто, мастерства в передаче чувств персонажей. Этот период выдвинул плеяду выдающихся певиц и певцов, показавших феноменальные возможности владения голосом. Среди них Дж. Паста, сестры Гризи, Дж. Рубини, Л. Лаблаш.

С появлением опер Дж. Верди связан конец классического бельканто. Исчезает засилие колоратуры, совсем не встречающейся в поздних операх Верди и в произведениях Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи. Большое развитие получает кантилена, которая сильно драматизируется и обогащается психологическими нюансами. Повышаются требования к звучности голоса и насыщенному звучанию верхних нот. Термин «бельканто» начинает употребляться в современном его понимании. Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. К мастерам бельканто можно отнести таких певцов, как Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Архипова, Л. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.

БЕРЖЕРЕТТА (фр. bergerette, букв.— маленькая пастушка) — песня светлого пасторального характера в XVIII в. во Франции.

БЛЮЗ (англ. blues, от blue devils — меланхолия) — медленная лирическая песня американских негров. Блюз возник в южных районах США в конце XIX в. В позднем, так наз. городском, или классическом, блюзе можно обнаружить черты, свойственные музыке африканских народов: синкопированные ритмы, полиритмию, скользящие понижения некоторых ступеней лада, импровизационность исполнения. Первым профессиональным музыкантом, писавшим блюзы, был У. Хэнди. Широко известны его песни «Мемфис блюз» (1912) и «Сен-Луи блюз» (1914). Блюз оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки. За время своего существования блюз выдвинул целый ряд выдающихся исполнителей, таких, как Поль Робсон, Бесси Смит, Ма Рейни и др. Жанровые особенности блюза использовали в своем творчестве композиторы Д. Мийо, М. Равель, Дж. Гершвин.

БОЛЕЗНИ ГОЛОСА — нарушение голосовой функции вследствие различных причин. Голосовой аппарат чутко реагирует на изменения общего состояния организма при любых заболеваниях. Наиболее часто причиной нарушения вокальной функции являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Пение следует прекратить до выздоровления.

К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки, кровоизлияние в голосовую складку, различного вида дисфонии и фонастения. Певческие узелки бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления — неправильное пение или чрезмерная нагрузка на голосовой аппарат. Острые узелки при обеспечении голосового покоя и вследствие изменения манеры голосообразования обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Во избежание повторного их возникновения целесообразно найти наиболее щадящую манеру голосообразования и не допускать вокальных перегрузок. Кровоизлияние в голосовую складку наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и фонация становится невозможной. При абсолютном вокальном покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно. Дисфония — расстройство фонации, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание, парез и пр.), либо в спастической форме (пересмыкание, спазмы и т. п.). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Особой формой нарушения голоса является фонастения, когда петь становится тяжело, быстро наступает усталость, изменяется тембр, появляется неустойчивость интонации. Певец чувствует неприятные ощущения в горле (боли, покалывание, тяжесть), а осмотр у фониатра не показывает видимых изменений в деятельности голосового аппарата. Причиной фонастении могут явиться психическая перегрузка, вокальное переутомление, злоупотребление крайними верхними звуками диапазона, пение в неудобной тесситуре и в нездоровом состоянии и т. п. Фонастения требует полного голосового покоя, общего отдыха и изменения окружающей обстановки. Для предотвращения всех видов заболеваний голоса певец должен постоянно находиться под наблюдением фониатра, знающего особенности его голосового аппарата.

БОЛЬШАЯ ОПЕРА — жанр оперы, сложившийся во Франции в 20-х гг. XIX в. Для большой оперы характерны монументальность, декоративность, героико-романтическая приподнятость, обращение к историческим сюжетам. Показ развитых массовых сцен обусловил использование больших исполнительских составов — оркестра, хора, балета. Оперы в этом жанре создавали Л. Обер («Немая из Портичи»), Дж. Мейербер («Роберт Дьявол», «Гугеноты»), Дж. Россини («Вильгельм Телль») и др.

БРИНДИЗИ (итал. brindisi — заздравный тост) — застольная песня. Встречается в операх Дж. Верди, Г. Доницетти, П. Масканьи и др.

«БУЛЬБА» — белорусская народная плясовая песня живого, задорного характера, размер 2/4.

БУРЛЕСКА (итал. burleska, от burla — шутка).

1) Небольшая комедийная опера, родственная водевилю. Возникла в Италии, получила распространение во Франции, Ирландии, Англии.
2) Музыкальная пьеса грубовато-комического, иногда причудливого характера.

БЫЛИНЫ — жанр русских народных песен-сказаний эпического склада, в которых рассказывается о богатырях, народных героях, исторических событиях Древней Руси. На севере России их называют старинами. Различают былины северные (одноголосные, исполняются сказителем) и южные (многоголосные, исполняются группой певцов). Напевы северных былин простые, с диапазоном не больше сексты; типичны ходы на секунду, терцию. Напевы не закреплены за определенными текстами, поэтому на один-два напева может исполняться много различных былин. Из сказителей былин известны: В. П. Щеголёнок, И. Т. и Т. Г. Рябинины, А. М. и М. С. Крюковы, М. Д. Кривополенова. В творчестве русских композиторов использовались сюжеты и напевы былин. Оперу «Садко», созданную на основе былин о новгородце Садко, Н. А. Римский-Корсаков назвал «оперой-былиной». А. С. Аренским написана Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано и симфонического оркестра.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова