Вокальный словарь. А

Глава №1 книги «Вокальный словарь»

К следующей главе       К содержанию

АВЛОДИЯ — пение под аккомпанемент авлоса, духового инструмента древних греков. См. также Монодия.

АВТОФОНИЯ (от греч. autos — сам, phone — голос) — слышание своего собственного голоса. Исполнитель воспринимает собственный голос не только через воздушную среду, но и через ткани головы, что вносит в звучание голоса значительные искажения. Поэтому певец, впервые слышащий свой голос в звукозаписи, как правило, не узнает его по тембру. У начинающих певцов в процессе постановки голоса звучание всегда должно контролироваться педагогом или опытным концертмейстером. Только по мере развития вокального слуха (см. Слух) певец начинает более точно оценивать звучание своего голоса и свою вокальную технику.

АГОГИКА (от греч. agoge — увод, унесение) — в музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа произведения (замедление, ускорение), не фиксируемых в нотах. Агогические обозначения связаны с фразировкой и артикуляцией, а также с музыкальной динамикой. Такие агогические обозначения, как ad libitum (по желанию), а piacere (свободно), capriccioso (капризно, причудливо) и др., помогают полнее и ярче раскрыть характер и содержание музыкального произведения. Эти темповые отклонения обычно применяются в небольших музыкальных построениях. Особенно часто агогические отклонения встречаются в произведениях композиторов-романтиков. Термин «агогика» введен в музыкознание X. Риманом в 1884 г.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР

1) Название профессионального или самодеятельного хорового коллектива, исполняющего классическую музыку, произведения современных композиторов опертым, прикрытым и ровным на всем диапазоне звуком.
2) Почетное звание, присваиваемое ведущим хоровым коллективам.

А КАПЕЛЛА (итал. a capella) — хоровое и ансамблевое пение без инструментального сопровождения. Пение а капелла широко распространено в народном песенном творчестве (русском, грузинском, болгарском и др.). Как профессиональный певческий стиль пение а капелла сформировалось в культовой музыке средних веков. В эпоху Возрождения этот стиль достигает своего расцвета в творчестве нидерландских композиторов-полифонистов Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, О. Лассо, а также композитора римской школы Палестрины. В России пение а капелла вначале широко используется в культовой музыке (произведения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя); с конца XIX в. стиль пения а капелла достигает больших высот в творчестве русских композиторов (хоры С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова и др.). Значительное число хоровых произведений а капелла создали советские композиторы А. А. Давиденко, М. В. Коваль, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов и др.

АККОМПАНЕМЕНТ (фр. accompagnement — сопровождение).

1) Совокупность вспомогательных голосов, аккордов или фигурации, служащих гармонической и ритмической опорой основному мелодическому голосу. Аккомпанемент выполняет многие выразительные функции: дополняет высказанное солистом, подчеркивает и углубляет" психологическое содержание музыки, создает изобразительный фон.
2) Партия инструмента или ансамбля инструментов (в хоре — ансамбля певческих голосов), сопровождающих сольную партию певца или инструмента.

АКТ (от лат. actus — действие) — законченная часть театрального произведения (например, оперы), отделенная от других подобных частей перерывом (антрактом); то же, что действие. Акт часто делится на картины.

АКЦЕНТ (от лат. accentus — ударение) — выделение, подчеркивание звука или аккорда за счет усиления звучания. Обозначается следующими знаками: >, V, sf. Акцент может достигаться и за счет ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звука. В вокально-хоровой музыке акцентом также называют подчеркивание наиболее важных по смыслу слов и слогов при пропевании текста.

АКЫН — народный поэт-певец в Казахстане, Каракалпакии и Киргизии, который исполняет свои песни в сопровождении домбры или комуза. Широкой известностью пользуются многочисленные стихотворения-песни казахского акына Джамбула Джабаева. В Киргизии любят стихи и музыку Токтогула Сатылганова, мелодии которого вошли в национальную оперу и балет, в инструментальные произведения современных киргизских композиторов. В настоящее время акынами стали называть поэтов-профессионалов, в отличие от халык-акынов — народных поэтов-импровизаторов.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. alleluja — восхваление) — напев ликующе-восторженного характера, используемый в христианском богослужении. Этим восклицанием начинаются, сопровождаются и заканчиваются отдельные стихи псалмов. Аллилуйя со временем вошло в такие жанры вокально-хоровой музыки, как кантата, мотет, месса. Примером могут служить хор из оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Аллилуйя» из мотета «Exultate, jubilate» В. А. Моцарта.

АЛЬБА (прованс. alba — рассвет) — утренняя песня, одна из форм лирической поэзии провансальских трубадуров XI—XIV вв.

АЛЬБОРАДА (исп. alborada).

1) Утренняя пастушеская песня.
2) Музыка для голоса с инструментальным сопровождением или инструментальная пьеса импровизационного характера, воссоздающая картину рассвета. Альборада обычно исполняется утром на открытом воздухе. Пьесы в жанре альборады встречаются в творчестве М. Равеля, И. Альбениса, П. Вейга и др.

АЛЬТ (от лат. altus — высокий).

1) Низкий детский голос с диапазоном ля (соль) малой октавы — ми-бемоль (ми) 2-й октавы. Звучание этого голоса грудное с металлическим оттенком.
2) Название партии в хоре или вокальном ансамбле, исполняемой низкими детскими и низкими женскими голосами.
3) Смычковый инструмент скрипичного семейства.

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ — одноголосное унисонное пение гимнов, антифонов. Введено в католическое богослужение в IV в. миланским епископом Амвросием.

АМПЛУА (фр. emploi — роль) — в музыкальном театре вокальные партии и роли, исполняемые певцом или певицей в соответствии с их голосовыми данными и творческой индивидуальностью (напр., травести, бас-буфф, субретка и др.). До 2-й пол. XIX в. композиторы сочиняли оперы в расчете на определенные амплуа. Постепенно, с усложнением оперной драматургии и индивидуализацией музыкально-сценических образов понятие амплуа исчезает (хотя в оперном театре остается деление по характеру голосов). Оперный певец в наши дни должен обладать способностью к перевоплощению, к быстрой и гибкой перестройке на исполнение различных оперных партий. В театре оперетты до сих пор сохраняются амплуа комика-простака, каскадной певицы, лирической героини, однако и там, в связи с развитием мюзикла, намечаются тенденции к стиранию традиционных черт амплуа.

АНАЛИЗ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ — исследование вокально-хоровой партитуры, состоящее из ее устного или письменного (аннотация) разбора. В анализ входят: общие сведения об авторах музыки и текста, анализ литературного текста, характеристика хоровых партий (диапазоны, тесситура), анализ музыкально-выразительных средств (фактура, форма, тематизм, мелодика, гармония, ритм, агогика и т. д.), а также намечается исполнительский план.

АНЕНАЙКИ — в древнерусских церковных песнопениях вокализация (пение) на слоги «на-не». Заимствованы из Византии; в Киевской Руси известны с XI в. В западно-европейской культовой музыке аненайкам соответствуют юбиляции.

АНСАМБЛЬ (фр. ensemble — вместе). 1) Согласованность, стройность исполнения при коллективном пении и игре на музыкальных инструментах. Искусство ансамбля основывается на постоянной координации творческих усилий исполнителей, требует умения слышать общее звучание и сочетать свою исполнительскую манеру с манерой партнеров.
2) Группа музыкантов, выступающих совместно. Ансамбль, в котором каждую партию исполняет один музыкант, называется камерным. В зависимости от количества исполнителей различают дуэт, трио (терцет), квартет и др. По своему составу ансамбли бывают смешанные (напр., голос и фортепиано, квинтет для струнного квартета и фортепиано) и однородные (дуэт для двух скрипок, вокальный квартет а капелла). Иногда ансамблем называют хоровой или оркестровый коллектив.
3) Музыкальное произведение для ансамбля исполнителей. Название таких произведений зависит от количества музыкантов (дуэт, трио, квартет и др.). Ансамблем также называют законченный номер в опере, оратории, кантате, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра (напр., квартет из IV д. оперы «Риголетто» Дж. Верди).

АНТЕМ (англ. anthem, позднелат. antiphona, от греч. antiphonos — звучащий в ответ) — духовное песнопение в Англии, созданное на текст из Библии на английском языке. Жанр возник в связи с движением Реформации в XVI в. Основных разновидностей антема две. Более ранний, так наз. полный антем (исполняемый хором а капелла), близок к мотету. Возникший позднее стиховой, или строфический, антем, основанный на чередовании сольных и хоровых разделов с инструментальным сопровождением, родствен кантате. Жанр антема достиг высочайшего расцвета в творчестве Г. Перселла. Позднее к сочинению антемов обращались в XIX в. С. Уэсли, в XX в. Б. Бриттен, С. Барбер.

АНТИФОН (от греч. antiphonos — противозвучание) — поочередное пение двух хоров или хора и солиста. Происхождение антифона восходит к Древней Греции, к пению дифирамбов. Позднее антифонный принцип пения перешел в трагедию, где хор обычно делился на два полухория. Антифонное яение использовалось в культовой музыке Палестины, Византии. В Западной Европе введение антифона в христианское богослужение связывают с именем миланского епископа Амвросия. Из Милана антифон распространился по всей Италии, а затем в другие европейские страны. Принцип антифонного пения перешел и в светскую музыку, он встречается в народных песнях, а также в хоровых произведениях композиторов прошлого и современности (напр., хор «Эхо» О. Лассо, хор «Звезды» С. И. Танеева и др.).

АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis — обожествление) — заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы. Апофеоз часто применяется в операх на исторические, историко-мифологические сюжеты (заключительные сцены лирических трагедий Ж. Б. Люлли, опер «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля и др.).

АРАНЖИРОВКА (от фр. arranger — приводить в порядок).

1) Переложение (приспособление) музыкального произведения для другого состава исполнителей, например переложение оперной партитуры для фортепиано и т. п. В вокально-хоровой практике аранжируют, т. е. перекладывают, какое-нибудь сольное произведение для хорового исполнения (напр., «Весенние воды» С. В. Рахманинова, «Венецианская ночь» М. И. Глинки). Нередко произведение, написанное для однородного хора, аранжируют для смешанного. Иногда аранжировка сопровождается транспонированием (переводом в другую тональность).
2) Облегченное переложение произведения для того же состава исполнителей.

АРИЕТТА (итал. arietta — маленькая ария) — небольшая ария с песенным характером мелодии, обычно в двухчастной форме. В русской опере жанр ариетты использовался, например, Н. А. Римским-Корсаковым («Снегурочка»). Во французской опере XVIII в. ариеттой называлась ария да капо в блестящем колоратурном стиле, которую пели на итальянском языке. Она не была связана с развитием сценического действия и исполнялась как вставной номер.

АРИОЗО (итал. arioso — наподобие арии).

1) Небольшое вокальное произведение, отличающееся от арии большей свободой формы. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо — его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, обобщение содержания предшествующего речитатива, какое-то одно эмоциональное переживание (напр., ариозо Ленского «В вашем доме» или ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). В кантатах И. С. Баха ариозо нередко является заключительной частью сцены речитативного характера. В итальянской опере и кантате XVII в. ариозо выполняло связующую роль между речитативом и арией. В оперной музыке XIX в., в частности в творчестве русских композиторов-классиков, ариозо превращается в небольшую арию с мелодией напевно-декламационного или лирически-песенного характера (напр., ариозо Кумы из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского).
2) Термин, указывающий на певучий характер исполнения произведения.

АРИЯ (итал. aria).

1) Жанр вокальной музыки, законченный эпизод в опере, оратории, кантате, исполняемый солистом в сопровождении оркестра. Ария является музыкальной характеристикой персонажа, эмоциональным обобщением определенного этапа сценического действия. По своей художественной функции ария соответствует монологу в драме. В XVI — начале XVII вв. во Франции арией называли вокальное произведение в песенной строфической форме. В итальянской опере XVII в. появились различные виды и формы арии как лирического музыкального центра произведения, сложилась форма трехчастной арии да капо, в которой 3-я часть являлась повторением 1-й. Ария воплощала преимущественно одно какое-либо настроение (различались арии характерные, певучие, бравурные и др.). Дальнейшее развитие оперной арии привело к ее превращению из обособленного и замкнутого номера в органическую часть музыкально-драматического действия, к ее наполнению богатым эмоциональным содержанием. В русской опере ария испытала сильное влияние интонационного строя народной песни.
2) Инструментальное произведение напевного характера. Наряду с оперными ариями существуют концертные, предназначенные для солиста в сопровождении оркестра и представляющие собой самостоятельный концертный номер, например концертная ария Л. Бетховена «Ah, perfido».

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое нёбо, верхняя челюсть (пассивные органы).

АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo — расчленяю).

1) Работа органов речи, необходимая для образования звуков (см. Артикуляционный аппарат).
2) В музыкальном исполнительстве — способ исполнения звуковой последовательности с той или иной степенью слитности или расчлененности звуков. В нотной, записи артикуляция обозначается словами (legato, tenuto, non legato, marcato, staccato и т. д.) или графическими знаками — лигами, точками и т. д.

АТАКА (фр. attaque — нападение) — в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировке — жестким. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создает своеобразное придыхание. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты (образуются так наз. «подъезды к ноте»). При придыхательной атаке может появиться «утечка» воздуха, его повышенный расход сквозь неплотно сомкнутую голосовую щель, голос может потерять необходимую чистоту тембра, яркость, энергию, опору. Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. Она обеспечивает чистоту интонации и наилучшие звуковые возможности работающим голосовым складкам. Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. Разные виды атаки используются в педагогической практике для организации певческого голосообразования, для борьбы с дефектами певческого звука.

АУФТАКТ (нем. Auftakt — затакт) — специфический дирижерский жест, взмах дирижерской палочки или руки, указывающий начало исполнения. Его функции — определение темпа, динамики, характера атаки звука, показ взятия певцами дыхания и т. п.

АФОНИЯ (греч. aphonia) — отсутствие певческого звука при попытке его издать.

АШУГ (от тюрк. ашик — влюбленный) — народный поэт-певец на Кавказе и в Турции. В искусстве ашугов соединены музыка, поэзия и элементы драматического искусства — жест, мимика. Ашуги поют свои произведения, аккомпанируя себе на струнных инструментах (сазе, таре или кеманче). Песни имеют куплетное строение, большую роль в них играют инструментальные интермедии. Знаменитыми ашугами были Гурбани (Азербайджан, XVI в.) и Саят-Нова (Армения, XVIII в.). Из современных ашугов широко известны Сулейман Стальский (Дагестан) и Гусейн (Азербайджан) . Музыкальное искусство ашугов нашло отражение в операх «Кёр-оглы» У. Гаджибекова, «Шахcенем» Р. М. Глиэра.

АЭД (от греч. aeido — пою, воспеваю) — древнегреческий профессиональный поэт и певец в IX — VIII вв. до н. э., исполнитель эпических песен. Аэды пели, аккомпанируя себе на форминксе (щипковый инструмент). Пение аэдов представляло собой монотонное повторение традиционных мелодических оборотов (номов) в диапазоне кварты-квинты. Аэды импровизировали, свободно используя заранее заготовленные мелодические и поэтические стереотипы. Мастерство аэдов передавалось из поколения в поколение. Со временем искусство аэдов было утрачено и их место заняли рапсоды.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова