Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Детская музыка

12.01.2011 в 00:20.

— Не признаю деления музыки на детскую и взрослую. Должна быть хорошая музыка, тогда ее полюбят те и другие! — вот характерное мнение, которое принадлежит не одному человеку, а многим — и музыкантам, и немузыкантам.

— А как же детские фильмы, спектакли, стихи? Сколько прекрасных произведений создано!

— Кто же отрицает? Но ведь много и слабых, неинтересных! То же и в музыке. Есть классика — гениальные пьесы Р. Шумана ("Альбом для юношества", "Детские сцены"), П.И.Чайковского ("Детский альбом", балет "Щелкунчик"), С. С. Прокофьева ("Детская музыка", "Петя и Волк"), К. Дебюсси ("Детский уголок"), Ж. Бизе ("Детские игры"), Б. Бартока ("Микрокосмос"), Б. Бриттена ("Давайте создадим оперу"); много хороших современных песен, но сколько же откровенного сюсюканья! Дети бегут от него при первой же возможности. А куда? В рок-музыку! Им уже не хочется слушать серьезную музыку. Им кажется, что они уже получили о ней достаточное представление.

— Да, детей не обманешь. Пусть у них не хватает знаний, образования, но интуиция, эстетическое чувство их не подводят. Они безошибочно разберутся, талантливый ли, добрый ли тот, кто обратился к ним через искусство, в частности и через музыку.

— Музыка — это часть жизни, часть природы! Никто же не создает для детей специальную природу, специальный язык. Зачем им специальная музыка, ведь это навязывание им взрослых представлений о том, что они должны слушать. Зачем? Если ребенок впечатлительный, он почувствует и взрослую музыку, а если "толстокожий" — его ничем не проймешь, тем более детской музыкой. А что, в народной музыке есть специально детская? Как вообще человечество обходилось на протяжении всей своей истории?

— В крестьянской семье дети вообще не были в такой мере отделены от взрослых, как в современном обществе. Поэтому, кроме сказок, едва ли для них особо предназначалось какое-либо специальное искусство. И все же детские хороводы, игры, считалки, дразнилки всегда сопровождались песнями. Это то, что они пели сами. Было и то, что мы теперь называем "детская музыка для слушания". Это, как вы понимаете, прежде всего колыбельные. Ну а такие жанры, как былины, лирические, хоровые, обрядовые песни, конечно, исполнялись для всех, и в их исполнении принимали участие все желающие.

— Вот почему все лучшее, что пишется для детей, обычно основано на фольклоре!

— Для взрослых тоже, не правда ли?

— Вот вы и подтвердили мою первоначальную мысль о том, что музыка должна быть настоящей, а уж слушатели найдутся — и дети, и взрослые.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова