Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Композитор

06.06.2011 в 15:14.

Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское composito означает - сочинение, составление. Термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к составлению (композиции!) изящных букетов.

Однако уже начиная с XVI века этот термин все чаще стал употребляться в смысле «сочинитель музыки» (сначала говорили, как правило, «композитор музыки»). Сейчас у него имеется только одно это значение.

Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все музыкальные науки - теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое дарование.

Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в консерватории на теоретико-композиторском факультете.

Л. В. Михеева


Если уж человек взял в руки эту книгу, понятно, что он знает, кто такой композитор: человек, сочиняющий музыку. Но об этой профессии можно узнать и поподробнее.

— Профессия? Всегда ли это именно профессия? - спросит тот, кто быстро сообразит: ведь помимо известных по портретам классиков есть и были тысячи авторов музыки, которая тоже живет и звучит. И у многих из них совсем другие профессии.

— Да, тут все не так просто. Начнем с народных песен. Кто их сочинял? Не сами же вдруг возникают! Народ - это ведь тоже конкретные люди. Народной музыка становится тогда, когда забывается имя ее автора и каждый исполнитель относится к ней так, как к своей собственной, изменяя ее на свой лад в зависимости от обстоятельств. Так создается народная музыка - пусть по крохе, но в этом участвуют многие люди. Но где же та грань, которая разделяет таких вот творцов и профессиональных композиторов? И не бывает ли так, что от безвестного сочинителя любимых в народе песен или танцев музыкальная культура получила больше, чем от автора двадцати симфоний и тридцати ораторий?

— А как считается в поэзии? Стихи пишет чуть ли не каждый образованный человек. И очень часто это бывают замечательные произведения. Все ли считаются поэтами?

— Ну вот, мы опять возвращаемся к вопросу о профессии. Добавлю, что то же происходит в изобразительном искусстве, ведь существует множество людей, не художников по профессии, но великолепно, мастерски рисующих: маслом, акварелью, карандашом и т. д.

Что же касается музыки, то У профессиональных музыкантов долгое время сочинение не отделялось от исполнения. Ведь в изобразительном искусстве нет разделения на сочинителя, который скажет, что нарисовать, и исполнителя, который нарисует по указке. Художник все делает сам. Так было и в музыке. Владея любым инструментом, голосом, тростниковой дудочкой или полой тыквой со струной из воловьей жилы, древний человек творил на нем музыку, которая у него получалась, которая ему нравилась.

— То есть поначалу композитор и исполнитель были в музыканте нераздельны?

— Так продолжалось до тех пор, пока не появилась нотная запись. Музыкальная письменность позволила, во-первых, указать автора, во-вторых, таким образом отделить его от исполнителя, в-третьих, увековечить произведение музыкального искусства. Этот процесс происходил в эпоху позднего средневековья, в XIII - XIV веках. И все же еще очень долго, до XVIII века, исполнители в той или иной мере оставались и творцами музыки, много импровизировали.

— Когда и почему исполнители стали другими?

— С конца XVIII века появилось очень много исполнителей, в том числе и образованных любителей музыки. Опасаясь, как бы они своим соавторством не исказили авторский замысел, композиторы стали подробно все записывать в нотах.

— Хорошо, мы разобрались в отношениях между композитором и исполнителем. Но какой же все-таки композитор считается профессиональным?

— Опять придется говорить об истории и старых временах.

По мере того, как музыка развивалась и усложнялась, постепенно вошло в употребление слово "композиция", что означает составление художественного целого, и не только в музыке. Это было в XIII веке. И только тогда, когда это слово окончательно прижилось, в XVI веке появилось понятие "композитор" - автор музыкальных композиций. При этом имелось в виду, что человек специально обучен этой науке. (Поэтому такие неповторимые художественные индивидуальности, как П. И. Чайковский и Ж. Ф. Рамо, Ф. Шопен и С. Губайдулина, А. Корелли и А. Веберн, принадлежат к одному профессиональному "цеху".)

— С тех пор все сочинители музыки стали называться композиторами?

— Все дело в том, к какому сословию принадлежал сочинитель музыки. Свободные, вольные музыканты творили музыку как в народе. Те, кто служили при дворах князей, царей, - были так называемыми придворными музыкантами, самый главный из которых назывался маэстро (то есть мастер) или капельмейстер. Он сам сочинял и руководил исполнением. Были еще знатные сочинители музыки, для которых занятия искусством (по существу совершенно профессиональные) были необходимым элементом образа жизни. Это все относится к эпохе Возрождения.

— Ну, а что же потом, знатные музыканты перестали сочинять музыку?

— Нет, конечно. Вообще нет такой силы, которая бы запретила сочинять музыку и вообще творить.

Но в век Просвещения, опасаясь, как бы их не перепутали со служивыми людьми - капельмейстерами (а именно на таких должностях обычно служили придворные композиторы, они же дирижеры, иногда солисты), - знатные сочинители стали называть себя дилетантами или любителями (аматёрами). Для них слово "композитор" означало не род занятий, а служебное положение. Именно в этом смысле назвал себя дилетантом М. И. Глинка, потому что он был дворянином. Между тем это был первокласснейший мастер музыкальной композиции.

— Когда в России появилось слово "композитор"?

— В 1770-х годах. Писалось и произносилось оно на французский манер: "композитёр". Первым, кого у нас так назвали, был Максим Березовский.

— А слово "дилетант" ведь теперь означает нечто другое, не так ли?- Скорее оно приобрело второе значение, которое чате используется. Если раньше оно означало просто непринадлежность к профессии, то второй его смысл - непрофессиональность, отсутствие профессионального мастерства (во всем, не только в музыке). Оба значения чаще всего совпадают, но не всегда.

— То есть плохой профессиональный композитор может оказаться дилетантом, а дилетант может иметь хорошую профессиональную подготовку?

— Да... но практически это теперь редко, поскольку обучение композиции в наше время так сложно, что требует полной отдачи в течение многих лет, а это возможно, только если избрать композицию профессией и окончить высшее музыкальное учебное заведение.

М. Г. Рыцарева

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова