Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Россини «Золушка»

La Cenerentola

12.01.2011 в 13:57.

Россини. Увертюра к опере «Золушка» (Оркестр NBC п/у Тосканини, 1945)

Опера Джоаккино Россини «Золушка». Постер Рафала Ольбиньского

Комическая опера в двух действиях; либретто Я. Ферретти.
Первая постановка: Рим, театр «Балле», 25 января 1817 года.

Действующие лица:

дон Рамиро (тенор), Дандини (бас), дон Магнифико (комический бас), Клоринда (сопрано), Тизбе (меццо-сопрано), Анжелина (контральто), Алидоро (бас); придворные.

Действие первое

Зал в замке барона Магнифико. Его падчерица Анжелина, по прозвищу Золушка (Ченерентола), моет посуду («Una volta c'era un re»; «Жил-был король»). В замок приходит весть о том, что принц Рамиро пригласит дочерей барона на бал, во время которого он выберет себе жену. Дону Магнифико приснился вещий сон: скоро его дочери станут королевами («Miei rampolli femminini»; «Мои дочери»). Между тем появляется сам Рамиро, выдающий себя за своего пажа Дандини; между ним и Ченерентолой быстро рождается взаимная симпатия (дуэт «Un soave non so che»; «Сладостное нечто»). Входит Дандини, переодетый принцем («Come un'ape nei giorni d'aprile»; «Как пчела в апреле»). Ченерентола хочет пойти на праздник, но отчим запрещает ей это. Философу Алидоро, воспитателю Рамиро, барон говорит, что у него только две дочери, а Анжелина — всего лишь служанка (квинтет «Nel volto estatico»; «По удивленному лицу»). Ченерентола остается одна. Алидоро дарит ей богатый наряд, чтобы она могла пойти на бал («Vasto teatro e il mondo»; «Мир — большой театр»).

На балу Тизбе и Клоринда, сестры Анжелины, стараются понравиться Дандини, принимая его за Рамиро, который назначил Магнифико придворным маркитантом. Появление Ченерентолы в виде знатной дамы, неузнанной никем, поражает всех присутствующих («Mi par d'essere sognando»; «Я словно грежу»).

Действие второе

Кабинет во дворце Рамиро. Магнифико размышляет о скорой свадьбе одной из дочерей («Sia qualunque delle figlie»; «Пусть одна из дочерей»). Ченерентола отвергает ухаживания Дандини, заявляя, что влюблена в оруженосца принца. Она уходит, оставив Рамиро браслет в залог любви. Дандини признается Магнифико, что он простой слуга (дуэт «Un segreto d'importanza»; «Важная тайна»). Разгневанный барон возвращается в свой замок, где вскоре появляется Рамиро и по браслету находит Ченерентолу. Все смущены (секстет «Quest'e un nodo avviluppato»; «Как все запутано»). Став принцессой, Анжелина прощает своих родственников («Nacqui airaffanno е al pianto»; «Рожденная для страданий и слез»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ЗОЛУШКА (Cenerentola) — опера-буффа Дж. Россини в 2 действиях (4 картинах), либретто Я. Ферретти по одноименной сказке Ш. Перро. Премьера: Рим, театр «Валле», во время карнавала 25 января 1817 г.; в России — Петербург, силами итальянской труппы, 1820 г.; на русской сцене — там же, Большой театр, 1831 г. (под названием «Ченерентола»; Н. Дюр — Маньифико, О. Петров — Дандини).

В либретто из истории Золушки исключены фантастические мотивы; роль злой мачехи перешла к отчиму героини, дону Маньифико.

Принц Салернский Рамиро должен жениться — такова воля отца. Но он может сам выбрать невесту. Мудрец Алидоро, который много слышал о красоте дочерей барона Маньифико, приходит в его дом, переодевшись нищим. Две старшие дочери издеваются над бедняком, и только Анджолина (Золушка) дает ему поесть. Алидоро восхищен добротой и красотой девушки. Принц по совету мудреца переодевается в платье слуги Дандини и называется его именем, тогда как Дандини выдает себя за принца. Мнимые принц и слуга приходят к Маньифико. Отец и старшие дочери ухаживают за слугой. Анджолина и принц с первого взгляда полюбили друг друга. Принц устраивает бал. Маньифико и обе сестры отказываются взять с собой Анджолину, но Алидоро помогает ей войти во дворец. Девушка дарит принцу на память один из своих браслетов. Маньифико и его старшие дочери посрамлены в своей спеси, Анджолина и принц — жених и невеста.

Ясный, светлый колорит музыки, сочетающей лирическое и комедийные начала, живые характеры, одухотворенная поэтичность выделяют оперу даже среди лучших произведений Россини. Она неоднократно исполнялась в СССР по радио (З. Долуханова — Анджолина).

В настоящее время «Золушка» — одна из самых репертуарных опер. Лучшими признаны спектакли во Флоренции (1971, под управлением К. Аббадо, режиссер Ж. П. Поннель; Т. Берганса — Анджолина), Милане и Эдинбурге (1973), а также в Мюнхене (1980) и Лиссабоне (1993). В 1974 г. спектакль театра «Ла Скала» был показан в Москве. В 1996 г. опера была поставлена Экспериментальным молодежным театром при Уральской консерватории; последняя постановка — Нью-Йорк, 2004 г. В наши дни лучшими исполнительницами главной партии признаны Ч. Бартоли, Ф. фон Штаде и А. Бальтса.

На тот же сюжет написаны оперы Н. Изуара, Д. Штейбельта, Ж. Массне, балет Прокофьева и др.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова