Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Хиндемита «Кардильяк»

Cardillac

31.05.2011 в 10:21.

Опера Пауля Хиндемита «Кардильяк». Постер Рафала Ольбиньского

КАРДИЛЬЯК (Cardillac) — опера П. Хиндемита в 4 д., либретто композитора (сценарий Ф. Лиона) по новелле «Мадемуазель Скюдери» Э. Т. А. Гофмана. Премьера 1-й редакции (в 3 д., либретто Ф. Лиона): Дрезден, 9 ноября 1926 г., под управлением Ф. Буша, режиссер И. Добровейн; 2-й редакции — Цюрих, 20 июня 1952 г.

Герой новеллы Гофмана парижский ювелир Рене Кардильяк (XVII в.), чтобы вернуть проданные им драгоценности, убивал покупателей. В центре внимания писателя — не уголовная фабула, а история вырождения таланта и нравственных принципов. Хиндемиту не сразу удалось передать проблематику новеллы, ее психологическую содержательность. В первоначальной версии (1926) опера акцентировала патологическую страсть ювелира и Кардильяк мало чем отличался от убийц, действовавших в рядовых детективах.

Эмиграция Хиндемита после захвата власти нацистами, события Второй мировой войны, преступления и крах гитлеризма сказались в творчестве композитора усилением гуманистического начала. Новая редакция оперы, для которой Хиндемит сам создал либретто и дописал ряд сцен, выгодно отличается от старой. Фактически это новое произведение. Его герой — Уже не маньяк-убийца, а человек, чей безбрежный индивидуализм приводит к преступлению. Таким образом, место патологии заняли психологическая и социальная мотивация. «То, что я создал,— мое!» — восклицает Кардильяк. В последнем, заново написанном IV д. противопоставлены ювелир, убивающий людей, для того чтобы вернуть накопленные им сокровища, и участвующая в представлении оперы «Фаэтон» Люлли певица, чье искусство существует для всех. В финале, когда преступник разоблачен и разъяренная толпа убивает его, раздается вопрос: «А нет ли и в нас частицы Кардильяка?»

Музыка оперы отмечена высокими достоинствами. Композитор стремился использовать принципы симфонического развития, инструментальные формы. Вокальное начало, особенно в 1-й редакции, отступило на задний план. Хиндемит сознательно противопоставил свою оперу романтической, и в особенности вагнеровской. Отсюда печать некоторой рассудочности. В новой редакции партитура подверглась коренной переработке, усилилась эмоциональная струя, исчезла стилизация, обогатилось вокальное начало, хотя и не за счет обеднения инструментального. Высоко полифоническое искусство Хиндемита. Новая версия «Кардильяка» утверждает в музыке гуманистические принципы. После премьеры опера ставилась в этой редакции во Франкфурте (1953), Братиславе (1964), Санта-Фе (1967), Лондоне (1970). Наиболее значителен спектакль в Мюнхене (1987, режиссер Ж. П. Поннель).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова