Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Штрауса «Каприччио»

Capriccio

12.01.2011 в 12:59.

Рихард Штраус / Richard Strauss

КАПРИЧЧИО (Capriccio) — разговорная пьеса с музыкой К. Крауса и Р. Штрауса (фактически — опера Р. Штрауса на либретто К. Крауса) в 1 д. Премьера: Мюнхен, 26 октября 1942 г., под управлением К. Крауса.

Авторское определение жанра в данном случае отнюдь не означает сочетания чисто разговорных сцен с музыкальными номерами. Дело в другом: основным содержанием произведения оказывается не столько действие в обычном смысле, сколько разговоры, дискуссии, вращающиеся вокруг сложной и всегда актуальной проблемы соотношения слова и музыки в опере. Замысел этот восходит еще к 1935 г. Тогда С. Цвейг указал И. Грегору, лишь начинавшему сотрудничество со Штраусом, на комическую оперу А. Сальери «Сначала музыка, потом слово» (1786, либретто Дж. Б. ди Касти), где в шуточной форме разрабатывается намеченная в заглавии проблема. Старое либретто послужило толчком к созданию нового, автором которого стал дирижер К. Краус. Снова композитор оказался в пределах XVIII в., но «Каприччио» ближе к Ариадне па Наксосе, нежели к Кавалеру розы. Сюжет здесь выполняет чисто служебную функцию.

В замке графини Мадлен гостят влюбленные в нее поэт Оливье и композитор Фламан. Красавица не отдает предпочтения ни одному из них, и точно так же не может решить, какое из искусств — литература или музыка — выше. Между композитором, поэтом и директором театра Ла Рошем разгорается спор на тему «слово и музыка». Приближается день рождения графини, и гости хотят ознаменовать его постановкой оперы; однако они не могут найти подходящего произведения. Тогда возникает мысль написать к этому дню оперу, в которой объединялись бы различные искусства. Но где найти тему? Брат графини предлагает воспроизвести жизнь обитателей замка. Композитор и поэт соглашаются, но каждый "росит свидания у графини, чтобы разрешить вопрос о том, чем окончить спектакль. Графиня не может сделать выбор: слово и музыка равны друг другу.

Партитура Штрауса представляет собой мастерскую стилизацию, в ней воссозданы основные типы оперного письма XVIII в. и торжествует принцип буффа. Сочетание арий и ансамблей в итальянской манере с выразительным «разговорным» речитативом придает печать своеобразия произведению, завершившему оперное творчество композитора.

Помимо исполнений в Германии «Каприччио» ставилось в Лондоне (1953, театр «Ковен-Гарден»), Нью-Йорке (1954), Санта-Фе (1958), Париже (1960, театр «Опера-комик»), Антверпене (1864).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова