Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Верди «Симон Бокканегра»

Simon Boccanegra

12.01.2011 в 18:15.
Опера Верди «Симон Бокканегра» / Simon Boccanegra

Опера в трех действиях с прологом Джузеппе Верди; либретто Ф. М. Пиаве, основанное на драме Антонио Гарсиа Гутьерреса.
Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 12 марта 1857 года.

Действующие лица: Симон Бокканегра, плебей, дож Венеции (баритон), Амелия Гримальди, его дочь (сопрано), Якопо Фиеско, ее дед (бас), Габриэль Адорно, молодой патриций (тенор), Паоло Альбиани, канцлер (баритон), Пьетро, сенатор (бас).

Действие происходит в Генуе с 1339 по 1363 годы.

Бывший корсар Симон любит Марию, дочь дожа Генуи Фиеско. У них родилась дочь. Однако Фиеско против связи Марии с простолюдином. Вскоре Симона избирают дожем Генуи вместо Фиеско. Но его преследуют несчастья. Дочь похищена, Мария умирает. Только любовь народа согревает его душу.

Прошло много лет. Дочь Симона Амелия воспитывается в семье аристократа Гримальди, у которого скрывается Фиеско, готовящий заговор против Симона. Амелию любит Габриэль Адорно. Но Гримальди хочет отдать ее за секретаря дожа Паоло. Фиеско под видом патера Андреа готов помочь Габриэлю, но требует соучастия в заговоре. Появляется Бокканегра. В разговоре с Амелией он понимает, что перед ним дочь. Девушка умоляет его не принуждать ее к браку с Паоло. Симон соглашается. Возмущенный отказом Паоло решает украсть Амелию с помощью друга Пьетро. Однако на помощь девушке приходит Габриэль. В схватке он убивает одного из приближенных Паоло. Его вместе с "патером" арестовывают и приводят к дожу. Габриэль бросается на Симона с ножом, думая, что это он велел похитить возлюбленную. Но Амелия, встав между ними, защищает отца. Симон приказывает Паоло разобраться с этим делом.

Паоло хочет захватить власть в городе. Он подсыпает яд в бокал Симону. Затем вызывает арестованных. Пытаясь отвлечь от себя подозрение в заговоре, Паоло предлагает "патеру" убить дожа. Фиеско гневно отвергает гнусное предложение. Габриэль также не хочет участвовать в этом. Но Паоло уверяет его, что Амелия - любовница дожа. И Габриэль уступает. Он прячется в кабинете Симона за ширму. Когда все уходят, в кабинете появляется Амелия в домашнем платье. Подозрения Габриэля усиливаются. Заметив его, девушка вскрикивает. На гневные вопросы она отвечает, что любит дожа, но не успевает объяснить причины чувства, так как в комнату входит Симон. Габриэль вынужден спрятаться. Ему не слышен разговор Амелии с дожем, в котором девушка говорит отцу о своей любви к Габриэлю. Бокканегра показывает дочери документы, подготовленные Паоло. В них доказывается принадлежность Габриэля и "патера" к заговору. Амелия умоляет отца повременить с приговором. Бокканегра решает подождать до утра. Оставшись один, Симон выпивает бокал с отравленной водой и засыпает. Выйдя из укрытия, Габриэль подходит к спящему, чтобы убить его. Но почувствовавшая неладное и вовремя возвратившаяся Амелия вновь спасает отца от удара кинжалом. Она наконец-то может сказать возлюбленному, что Симон - ее отец. Бокканегра слышит разговор. Он все понял и простил Габриэля. Если тот не любит Геную, то может идти к заговорщикам. Потрясенный Габриэль клянется в верности правителю.

Парадный зал во дворце. Капитан стражи возвращает шпагу Фиеско. Он свободен. Мимо проводят под конвоем Паоло. Он проиграл и с ненавистью кричит, что отравленный Симон умрет раньше него. Появляются дож, Амелия с Габриэлем и придворные. Фиеско откидывает капюшон рясы. Симон узнает своего бывшего врага и обнимает. Затем, покачнувшись, садится в кресло. Взволнованный Фиеско сообщает, что Бокканегра отравлен секретарем. Симон чувствует, что умирает. Он благословляет дочь и Габриэля, который станет его преемником, заклиная их любить родной город. Амелия с плачем припадает к мертвому отцу.

Е. Цодоков


СИМОН БОККАНЕГРА (Simon Boccanegra) — опера Дж. Верди в 3 д. (4 к.) с прологом, либретто Ф. М. Пьяве, Г. Монтанелли и А. Бойто по одноименной драме А. Гутьерреса. Премьера 1-й редакции (либретто Ф. М. Пьяве и Г. Монтанелли): Венеция, театр «Ла Фениче», 12 марта 1857 г.; 2-й редакции (либретто в переработке А. Бойто) — Милан, театр «Ла Скала», 24 марта 1881 г., под управлением Ф. Фаччо (В. Морель — Бокканегра, Ф. Таманьо — Габриэль, Э. де Решке — Фьеско).

В этой опере композитор снова обратился к творчеству испанского драматурга А. Гутьерреса, по пьесе которого ранее был написан Трубадур. Как обычно, либреттист извлек из драмы лишь любовную интригу, затемнив все остальное. Из-за неизбежных сокращений текста многое в развитии действия оказалось непонятным. К тому же, опасаясь австрийской цензуры, Пьяве пытался замаскировать политическую подоплеку событий.

Долгие годы длится связь бывшего корсара Симона Бокканегры с Марией, дочерью знатного генуэзца Фьеско. Надменный аристократ отвергает даже мысль о браке дочери с корсаром. Он требует, чтобы Симон отдал ему ребенка, рожденного Марией. Но девочка похищена. В ужасе Бокканегра узнает, что Мария умерла. Народ избирает его своим дожем, что обостряет ненависть враждебных ему сил. Много лет спустя Симон находит дочь, воспитанную под именем Амелия его врагами и полюбившую одного из них. Против дожа готовится заговор, в котором участвует Фьеско под видом падре Андреа. Но если дочери удается спасти отца от удара кинжала, она бессильна предотвратить попытку отравить его. Умирая, Бокканегра успевает примириться с Фьеско, благословить союз дочери с любимым ею человеком и назначить его своим преемником.

Не удовлетворенный драматургией сценария и текста, композитор решил создать новую редакцию оперы. Бойто переделал либретто, прояснил его драматургическое построение, отчетливее показал политические мотивы ненависти к дожу — избраннику народа. Целые сцены были написаны заново. «Симон Бокканегра» — одно из значительных созданий Верди. Проникновенный лиризм сочетается в нем с высоким драматизмом, трагическим величием, энергией. В этом произведении композитор ради правды и энергии выражения отказался от многих атрибутов старой оперы.

Первая постановка не имела успеха. Та же участь постигла постановки в Неаполе и Милане (1857). Новая редакция, показанная в 1881 г., то есть после "Аиды", встретила совершенно другой прием. Завоевания драматургии зрелого Верди сделались привычными. Однако все значение «Симона Бокканегры» раскрылось в XX в. На отечественной сцене опера впервые поставлена в Куйбышеве (1955), а затем в Свердловске (1957).

Среди постановок конца XX в. выделяется спектакль 1971 г. в миланском театре «Ла Скала» (дирижер К. Аббадо, режиссер Дж. Стрелер), показанный на гастролях театра в Москве в 1974 г. (П. Каппуччилли — Бокканегра, Н. Гяуров — Фьеско, М. Френи — Амелия), а также спектакли 1991 г. в лондонском «Ковент-Гардене» (К. Те Канава — Амелия) и 1996 г. в Штутгарте (П. Бурчуладзе — Фьеско).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова