Опера Буальдьё «Белая дама»

La dame blanche

12.01.2011 в 15:24.
Франсуа Адриен Буальдьё (François-Adrien Boieldieu)

БЕЛАЯ ДАМА (La dame blanche) — комическая опера Ф. А. Буальдьё в 3 д., либретто Э. Скриба по мотивам романов В. Скотта «Монастырь» и «Гай Мэннеринг, или Астролог». Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 10 декабря 1825 г.; на русской сцене (под названием «Белая волшебница») — Москва, Большой театр, 13 января 1829 г.

Скриб отбросил фантастические мотивы В. Скотта и дал реальное истолкование образу Белой дамы. В музыке, поэтичной и романтической, сохранен дух романов английского писателя, но действие отнесено к событиям Реставрации. Сама тема — возвращение законного владельца в родовой замок, посрамление узурпатора — осмыслялась современниками как аллюзия на поражение Наполеона и возвращение Бурбонов.

Приехавший в шотландскую деревню офицер Джордж Браун слышит таинственную историю старинного замка Звенел: там появляется призрак Белой дамы. Фермер Диксон встречался с ней, она подарила ему кошелек с золотом, и он обещал выполнить любую ее просьбу. Замок (его владельцы погибли, а наследник пропал без вести) будет продан с торгов, и бесчестный управляющий Гейвстон завладеет им. Белая дама ожидает Диксона в замке ночью. Бесстрашный Браун вызывается заменить на свидании боязливого фермера. Офицера волнует загадка замка, с которым у него связаны воспоминания: он уроженец этих мест, но с детства не был в родном краю. Кроме того, он ищет спасшую ему жизнь девушку, имени которой он не знает. Браун входит в замок, и Анна, воспитанница Гейвстона, хранящая благодарную память о бывших владельцах, узнает в нем тяжелораненого офицера, которого она выходила. Она предстает перед Брауном в облике Белой дамы и требует выполнения ее повелений, обещая взамен показать незнакомку, которую он напрасно ищет. Во время торгов, когда Гейвстон поднимает цену так высоко, что все вынуждены отступить, Браун, повинуясь воле Анны, предлагает большую сумму, и Гейвстон проигрывает. Правда, у Брауна нет за душой ни гроша и, если до завтра он не внесет всех денег, его ждет тюрьма. Наступает срок уплаты. С последним ударом часов является Белая дама, приветствуя Джорджа Брауна как законного графа Звенела, наследника и владельца замка, и передает ему шкатулку с родовыми документами и драгоценностями. Гейвстон с позором изгоняется, а Браун — теперь уже граф Джулиан Звенел — узнает в Белой даме девушку, спасшую ему жизнь.

В музыке ярко передан шотландский национальный колорит. В хоре горцев (1 д.) и Allegro увертюры (сочиненной учеником Буальдьё А. Аданом по эскизам учителя) использована подлинная шотландская мелодия. Звуки народной музыки пробуждают в душе Брауна — Звенела воспоминания детства. Романтический колорит баллады о замке и сцена первой встречи Брауна и Анны контрастируют с реалистическими жанрово-бытовыми сценами торгов. Блестяще построены финалы актов, представляющие собой развитые музыкально-драматические сцены. В произведении Буальдьё сочетаются достижения французской комической оперы с завоеваниями романтизма.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова