Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Свиридов

Глава №54 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов — один из самых своеобразных русских композиторов XX века. Он внес громадный вклад в отечественную музыку, в которой разработал новые пласты — глубоко народные, почвенные, связанные с исконными национальными традициями. В своем творчестве композитор размышляет о прошлом и настоящем родной земли, раскрывает, по словам биографа и исследователя творчества Свиридова А. Сохора, дух народа «труженика и страстотерпца, правдоискателя и свободолюбца, борца за волю и справедливость». Единственная тема, сквозной линией, проходящая через весь творческий путь музыканта — Россия, ее люди, ее судьбы, причем чаще всего это крестьянские судьбы, крестьянская Россия. В этом он является продолжателем традиций великого русского искусства XIX века, прежде всего — Мусоргского, и единомышленником таких писателей XX века, как Шукшин и Белов, Абрамов и Распутин.

Избрание для себя темы, неизменно воплощаемой в творчестве, определило и круг жанров, к которым обращается композитор. Это жанры, связанные со словом, с живой, согретой человеческим теплом интонацией, будь то романс, цикл песен, хоровая поэма или оратория. Свиридова привлекают лишь стихи самой высокой пробы: Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова, Есенина и Блока, а из зарубежной поэзии — Бёрнса и Исаакяна. Он создает произведения, конгениальные поэтическим первоисточникам. В наследии композитора нет ни опер, ни балетов. Основной его массив связан с вокальными, чаще — хоровыми жанрами. В ранние годы, еще не найдя своего индивидуального пути, Свиридов обращался к инструментальной музыке, а позднее, для заработка, — к музыке для кинофильмов и драматических спектаклей. Из них родились и оркестровые сюиты.

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 3(16) декабря 1915 года в маленьком провинциальном городке Фатеже Курской губернии. Отец его, происходивший из крестьян, получил кое-какое образование и стал почтовым служащим. Мать была учительницей. Семья жила на окраине городка, сразу за рекой начинались деревни, и мальчик жил в окружении сельского пейзажа. Его ранними впечатлениями стали народные песни, наигрыши пастуха, бытовая музыка, звучавшая в доме. В Фатеже он получил первые уроки игры на фортепиано.

В 1924 году семья, потерявшая отца (его, вступившего в коммунистическую партию, убили в 1919 году), переехала в Курск. Здесь мальчик учился в школе, продолжал заниматься музыкой. Больше рояля его привлекала балалайка, и он начал играть в оркестре народных инструментов. Летом 1929 года, решив серьезно заняться музыкой, поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене сыграл марш собственного сочинения, и педагоги сумели разглядеть в мальчике музыкальное дарование.

В 1931 году Свиридов закончил школу и через год поехал в Ленинград, где поступил в Первый музыкальный техникум, в класс рояля профессора И. Браудо. Жил в общежитии, подрабатывал на жизнь, играя вечерами в кино и ресторанах, часто недоедал, из-за этого болел. Но все преодолевала жажда знаний. В 1933 году Свиридов понял, что его путь — сочинение, а не исполнение музыки, и добился перевода на композиторское отделение, где стал заниматься у профессора М. Юдина. За три года пребывания в его классе юный музыкант написал большое количество сочинений, в числе которых были Квартет для скрипки, флейты, альта и виолончели, Скрипичная соната, Сонатина для фортепиано, фортепианные прелюдии.

В 1935 году, на пороге двадцатилетия, им был создан вокальный цикл — шесть романсов на стихи Пушкина — принесший Свиридову первый большой успех. Вскоре эти романсы вошли в репертуар лучших отечественных исполнителей и по сей день остаются классикой жанра. Свиридова приняли в Союз композиторов, и уже после этого, в 1936 году, он поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс П. Рязанова. Вскоре Рязанов переехал в Тбилиси, и по рекомендации Союза композиторов Свиридова принял в число своих учеников начинавший педагогическую деятельность Шостакович. На многие годы великий композитор стал для Свиридова старшим другом.

«Встречи с Д. Д. Шостаковичем, а позднее и И. И. Соллертинским имели громадное значение для всей моей жизни, — писал в начале 60-х годов Свиридов. — Влияние этих двух людей на меня было очень велико, и я в значительной степени как человек и музыкант формировался под их воздействием». В свою очередь, Шостакович вспоминал: «Он всегда поражал, просто поражал меня своим творчеством. Он отличался необыкновенной активностью. Быстро писал, очень быстро писал. На каждый, буквально каждый урок он приносил что-нибудь новое — пьесу для фортепиано, романс, песню. Кстати, Свиридов всегда очень хорошо играл на рояле — превосходный пианист! — и очень выразительно пел. И сейчас (в 1965 г. — Л. М.) композитор лучше всех играет свою музыку, аккомпанирует певцам. Со школьной стороны в его сочинениях было все в порядке. Я, как педагог, терялся. Не знал, что сказать: ни к чему нельзя было придраться... Уже в те времена Георгий Васильевич всегда ставил перед собой и перед своим музыкальным творчеством высокие, очень высокие требования. Он всегда сознавал великое этическое значение нашего искусства».

В годы ученичества Свиридов пишет симфонию, Концерт для фортепиано с оркестром, инструментальную музыку, работает над опереттой, над музыкой к кинофильму и драматическим спектаклям, создает хоровые песни. В 1941 году он окончил консерваторию. К этому времени он уже был женат на Валентине Николаевне Токаревой — пианистке, знакомой еще по Курску, у них подрастал сын.

В первые дни Великой Отечественной войны Свиридов был зачислен курсантом Уфимского военного училища, но в декабре его по состоянию здоровья демобилизовали. Композитор поехал в Новосибирск, куда была эвакуирована Ленинградская филармония во главе с ее дирижером Мравинским и художественным руководителем Соллертинским, большим другом Шостаковича и Свиридова. Там жил и работал до 1944 года, там же, потрясенный внезапной смертью старшего друга, написал Сонату для фортепиано, посвященную памяти Соллертинского. Кроме того, в Новосибирске он сочинил много песен, создал вокальный цикл «Песни странника» для баса с симфоническим оркестром на стихи китайских поэтов, вокальную сюиту на стихи Шекспира. В конце года он возвратился в Ленинград. Вскоре в портфеле композитора появляются оперетта «Раскинулось море широко», Первый и Второй струнные квартеты, Фортепианное трио, тетрадь фортепианных пьес, Альбом пьес для детей, музыка к нескольким драматическим спектаклям. В 1951 году им создается оперетта «Огоньки», годом ранее возникает великолепная поэма для тенора и баса с фортепиано на стихи А. Исаакяна «Страна отцов».

К этому времени у Свиридова уже другая семья. В 1945—1946 годах развивается бурный роман с обаятельной Аглаей Корниенко, закончившийся браком и рождением сына, Юрия, ставшего впоследствии крупным ученым-японистом. Но брак этот, как и первый, оказался недолгим. Лишь в 1953 году, когда в жизнь музыканта вошла Эльза Густавовна Квазер, умная, деятельная, с твердым и заботливым характером, его семейная жизнь была упорядочена навсегда. Эльза Густавовна стала верным другом, единомышленницей, идеальной домоправительницей, помощницей в делах.

Композитор выходит, наконец, на собственный самобытный путь, принесший крупнейшие творческие достижения. В 1955 году им созданы песни на стихи Бёрнса, сразу же приобретшие широчайшую известность. В течение 1955—1956 годов пишется «Поэма памяти Сергея Есенина», подтверждающая славу одного из крупнейших композиторов России. В 1956 году появляется еще один есенинский цикл — «У меня отец крестьянин». Этот год отмечен и переездом в Москву. Отныне и до конца дней жизнь и творчество Свиридова связаны со столицей.

Жизнь Свиридова во многом меняется в эти годы. В 1957-м на Втором Всесоюзном съезде композиторов его избирают членом Правления, вскоре он входит в редколлегию журнала «Советская музыка», выступает со статьями во многих газетах, принимает участие в разворачивающихся жарких дискуссиях о путях развития современной музыки. Начинаются и многочисленные встречи со слушателями, восторженно принимающими его произведения. 1957 год приносит восемь романсов на стихи Лермонтова, 1958-й — цикл «Слободская лирика» на стихи А. Прокофьева и М. Исаковского, в котором автор обращается к милой сердцу жизни русской провинции. В 1959 году создана Патетическая оратория на стихи Маяковского, в следующем — семь песен для голоса и фортепиано под общим названием «Из Шекспира», а в течение 1961—1963 годов композитор работает над «Петербургскими песнями» на стихи Блока. И еще не раз на протяжении творческого пути обращается Свиридов к Блоку и Есенину — любимым поэтам, воплотившим два пристрастия музыканта: к стране и великому городу, которые воспевал Блок, и к провинциальной России. Так появляются кантата «Деревянная Русь» на стихи Есенина, оратория «Пять песен о России» на стихи Блока, кантата «Светлый гость» по Есенину, хоровой цикл «Песни безвременья» по Блоку, поэма для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» по Есенину, кантата «Ночные облака» и поэма для баритона с фортепиано «Петербург» — снова Блок...

Конечно, не только эти поэты привлекают Свиридова, хотя неизменно его пристрастие к жанрам, связанным с поэтическим словом, с использованием красок, присущих голосу или массе голосов — хору. Он экспериментирует: пишет для голоса и фортепиано, для хора а капелла, для ансамбля солистов-певцов и инструменталистов, для хора с оркестром. И неизменно в его музыке слышится подлинная Россия, ее почвенные интонации, ее история, ее судьба. Выражение этой же темы ищет композитор и в незаконченном замысле середины 50-х годов — оратории «Декабристы (Песни вольности)» на стихи поэтов-декабристов и Пушкина. Пушкиным вдохновляется Свиридов еще не однажды: в концерте для хора «Пушкинский венок», в «Трех стихотворениях А. С. Пушкина» для хора а капелла (оба сочинения — 1978), в четырехчастной композиции «Из Пушкина». Все реже становятся его отвлечения от основной линии творчества на прикладные жанры: последние работы, связанные с кино, относятся к середине 60-х годов, в 80-е написан только музыка к фильму «Красные колокола» и спектаклю «Смерть Ивана Грозного». Зато, кроме кантаты «Ладога» на стихи А. Прокофьева и «Гимнов родине» на стихи Ф. Сологуба, последние годы характерны обращением к жанрам, казалось бы, немыслимым в советское время. Это создаваемые на протяжении 1980—1997 годов «Песнопения и молитвы», 16-частное сочинение для смешанного хора без сопровождения «Из литургической поэзии».

Среди произведений иных жанров, не связанных со словом, с голосом, создано немногое, но это немногое также представляет большую художественную ценность. Две партиты для фортепиано 1960-го года — переработки сочинений, написанных в 1946-м и 1957 годах и более не удовлетворявших взыскательного мастера. 1964 год приносит Музыку для камерного оркестра, вдохновленную высоким мастерством камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая и ему посвященную. Тогда же создается Маленький триптих для оркестра. В 1965 году появляется сюита «Русский лес» — та же тема, что всегда волнует композитора, воплощена в ней исключительно оркестровыми средствами. Из музыки к кинофильму «Время, вперед!», вышедшему на экраны в 1966 году, также составлена сюита, уверенно завоевавшая место на симфонической эстраде. Наконец, поистине всенародным успехом пользуется «Метель» для симфонического оркестра, которую сам композитор определил как «музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина».

60-е годы приносят Свиридову международное признание. Его начинают исполнять за рубежом, о нем пишет статьи французский музыковед, знаток русской музыки Р. Гофман. Фестиваль русской музыки во Франции в мае 1969 года становится подлинным триумфом Свиридова. С огромным успехом в крупнейших залах Парижа звучат «Курские песни», хоры, Маленький триптих. В газетах о композиторе пишут как о мастере, «обладающем огромным воображением и своеобразным музыкальным почерком». Выпущены пластинки с записями нескольких сочинений Свиридова, причем пластинка с Пятью хорами и «Курскими песнями» получает Большой приз Французской музыкальной академии, а запись Патетической оратории — Большой приз Академии вокальной музыки. Это первый случай, когда музыка русского композитора отмечена столь высокой наградой.

На IV международном конкурсе имени П. И. Чайковского, состоявшемся в 1970 году сочинения Свиридова были включены в обязательные программы вокалистов. Шло время, и его музыка, исконно русская, наполненная ритмо-интонациями родного фольклора, завоевывала все более широкие круги слушателей. Девяностые годы принесли неизбежное с возрастом ухудшение здоровья, замедление творческого процесса. До конца дней композитор работал над пушкинскими стихами. Свое последнее, четырехчастное сочинение, названное просто «Из Пушкина», он не успел оркестровать. Смерть наступила 6 января 1998 года в Москве. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы.

Л. Михеева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова