Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Пуччини

Глава №48 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini)

(22 XII 1858, Лукка - 29 XI 1924, Брюссель)

Джакомо Пуччини (Puccini) Итальянский композитор. Родился 22 декабря 1858 г. в городе Лукка в семье музыканта. В 1880-1883 гг. обучался в Миланской консерватории у А. Баццини и А. Понкьелли.

По окончании консерватории Пуччини дебютирует "Симфоническим каприччио" (1883), ставит оперы "Виллисы" (Милан, 1884) и "Эдгар" (Милан, 1889). На протяжении следующего десятилетия композитор создает четыре новые оперы. Они получили всемирную известность, вписав блестящую страницу в летопись итальянской художественной культуры. Этими операми были "Манон Леско" (Турин, 1893), "Богема" (Турин, 1896), "Тоска" (Рим, 1900), и "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-сан", Милан, 1904). В числе последующих работ Пуччини: "Девушка с Запада" (Нью-Йорк, 1910), "Ласточка" (Монте-Карло, 1917), триптих одноактных опер - "Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки" (все - Нью-Йорк, 1918), "Турандот" (посмертная постановка - Милан, 1926). Бесспорная творческая удача среди них - "Девушка с Запада"; сценически эффектна и остроумна музыкальная комедия "Джанни Скикки", выполненная в духе лучших традиций национальной оперы buffa.

Скончался Джакомо Пуччини в Брюсселе 29 ноября 1924 г.


Творчество Пуччини, развивавшееся первоначально под воздействием веризма, далеко вышло за рамки этого направления. Пуччини — один из наиболее выдающихся и ярких представителей оперного жанра не только в итальянской музыке, но и, вообще, в мировой. Его музыкальному языку свойственны искренность, глубина, единство драматического и лирического начал. Сочетание оркестровых эпизодов с яркими декламационно насыщенными сценами создают убедительную непрерывность музыкально-драматического развития. При этом не сказано еще о самом главном (поражающем и эстета и простого слушателя) свойстве его музыки — красоте мелодий, проникновенных, оригинальных, и в то же время неразрывно связанных с итальянскими песенными традициями. История оперного искусства немыслима без пуччиниевских "Che gelida manila" и "Mi chiamono Mimi" (арии Рудольфа и Мими из I д. "Богемы"), "Recondita armonia" и "E Lucevan le stele" (две арии Каварадосси из I и III д. "Тоски"), "Vissi d'Arte" (ария Тоски из II д.), "Un bel di vedremo" (ария Чио-Чио-сан из II д. "Мадам Баттерфляй"), "O, mio babbino caro" (ария Лауретты из "Джанни Скикки"), "Non piangere, Liu" и "Nessun dorma!" (две арии Калафа из I и III д. "Турандот") и многих других.

Творческий путь Пуччини не прост. Ранние оперы "Виллисы" (1884, Милан, либретто Ф. Фонтана) и "Эдгар" (1889, Милан, либретто Ф. Фонтана), написанные в романтическом духе и не без влияния немецкой музыки, не оставили заметного следа в развитии оперного жанра (хотя "Виллисы", созданные на сюжет народных сказаний, почерпнутых Пуччини из замечательной книги Г. Гейне "О Германии" и ставших основой также для "Жизели" Адана, имели успех; сочинение было отмечено Верди, постановки осуществил ряд музыкальных театров, среди которых отметим спектакли в Гамбурге п/у Малера, 1892; в Москве, в частной антрепризе Мамонтова, 1886). Но уже следующие оперы принесли Пуччини признание и мировую славу. Это: "Манон Леско" (1893), "Богема" (1896), "Тоска" (1900) и "Мадам Баттефляй" (1904), являющие собой вершину творческой деятельности композитора (не считая, разумеется, последней оперы).

После некоторого перерыва Пуччини создает для нью-йоркской сцены "Девушку с Запада" (1910, "Метрополитен-опера"), в драматическом плане продолжающей линию "Тоски", но в музыкальном отношении существенно отличающейся от прежних сочинений более терпким языком, использованием ряда импрессионистических приемов, а также элементов американо-негритянского фольклора.

В последующие годы композитор испытывал определенный кризис (во многом связанный с разразившейся мировой войной). В 1917 г. по заказу Вены композитор пишет комическую оперу (почти оперетту) "Ласточка", не ставшую крупной вехой его творческого пути. Новым значительным достижением стала постановка в 1918 г. в Нью-Йорке его Триптиха, состоящего из трех одноактных опер: "Плащ", "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки". Никак не связанные между собой, эти оперы часто ставятся самостоятельно.

Последней (незавершенной) оперой Пуччини стала гениальная "Турандот" (премьера состоялась в 1926 г.), которую он сам ценил больше всего в своем творчестве. Этим сочинением Пуччини опроверг распространившееся в музыкальном мире мнение о кризисе "традиционной", классической оперы, с ее верностью пению (а не декламации), массовыми сценами, хорами.

Пуччини — последний "великий" представитель классического оперного искусства, и никакие наимоднейшие изыски в сфере музыкального театра не смогут затмить его достижений. Сочинения Пуччини — одни из самых репертуарных, идут на ведущих сценах мира. Среди лучших интерпретаторов его творчества дирижеры Г. фон Караян, Л. Маазель, Д. Орен.

Е. Цодоков


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова