Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини»

Benvenuto Cellini

12.01.2011 в 15:21.

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (Benvenuto Cellini) — опера Г. Берлиоза в 3 д., либретто Л. де Вайи, О. Барбье и А. де Виньи. Премьера 1-й редакции (в 2 д.): Париж, Королевская академия музыки, 10 сентября 1838 г.; 2-й редакции — Веймар, 17 ноября 1852 г., под управлением Ф. Листа; на русской сцене — Ленинград, Малый оперный театр, 30 мая 1969 г.

Челлини, знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI в., прожил бурную, полную приключений жизнь, описанную в его автобиографии. Он герой ряда литературных и музыкальных произведений, например романа А. Дюма-отца «Асканио» и созданной на его основе одноименной оперы К. Сен-Санса, более ранних опер Ф. Лахнера, Луиджи Росси, Л. Шлоссера, Антонио Орсини, Э. Бодзано, а также нескольких мелодрам. Опера Берлиоза — наиболее значительное воплощение образа великого скульптора, произведение, не оцененное современниками во Франции и фактически открытое Ф. Листом и Г. фон Бюловым.

Челлини любит Терезу, дочь папского казначея Бальдуччи, но тот хочет выдать дочь замуж за скульптора Фьерамоску. Бенвенуто уславливается с Терезой, что он ее «похитит» во время карнавала. Беседу подслушивает Фьерамоска и приходит на карнавал в сопровождении наемного убийцы Помпео. Возникает ссора между соперниками, и на поединке Челлини убивает Помпео; победителю удается скрыться, но Фьерамоска задержан. Тучи, давно собиравшиеся над головой Челлини, разражаются грозой: он убил человека, не завершил работу над заказанной ему статуей — его ожидает гнев Папы и кардинала Сальвиати. Челлини надо во что бы то ни стало окончить работу. Не хватает металла, и он бросает в переплавку все имеющиеся в доме металлические изделия. Когда форма разбита, присутствующие видят прекрасную статую «Персей, победивший Горгону». Общее восхищение; Челлини получает в награду руку Терезы.

Композитор дерзко нарушил каноны «большой» и комической оперы, что послужило основной причиной неуспеха. В музыке дана живая картина народной жизни Рима XVI в., на фоне которой развертывается история героев. Массовые сцены — лучшие в опере. Драматургия ее строится на контрастах комического и драматического — представление комедии масок во время карнавала, поединок Бенвенуто с Помпео и др.

В последние десятилетия опера ставилась в Лондоне (1966, театр «Ковен-Гарден», в первоначальной редакции — с разговорными диалогами) и Бостоне (1975, Дж. Виккерс — Бенвенуто). В Париже интересный спектакль был поставлен в 1993 г. в театре «Опера Бастий», а в 2003 г. постановка была приурочена к 200-летию со дня рождения Берлиоза (Р. Аланья — Бенвенуто). К тому же году относится спектакль в Нью-Йорке (дирижер Д. Иноуэй).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова