Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Верди «Битва при Леньяно»

La battaglia di Legnano

12.01.2011 в 15:02.

БИТВА ПРИ ЛЕНЬЯНО (La battaglia di Legnano) / Осада Гарлема (Assiedo di Harlem) — опера Дж. Верди в 4 д., либретто С. Каммарано по мотивам драмы Ж. Мери «Битва при Тулузе». Премьера 1-й редакции (под названием «Битва при Леньяно»): Рим, театр «Арджентина», 27 января 1849 г.; новая редакция (с измененным либретто, под названием «Осада Гарлема») — 1861 г.

Опера явилась откликом композитора на события революции 1848 г., с которой итальянские патриоты связывали надежды на освобождение от австрийского владычества. Верди в то время сблизился с выдающимся деятелем итальянской революции Дж. Мадзини. В «Битве при Леньяно» республиканский и патриотический дух композитора нашел высокое выражение.

Действие развертывается в XII в., в пору борьбы лиги ломбардских городов с тевтонскими полчищами во главе с Фридрихом Барбароссой. Лида, жена миланского военачальника Роландо, ждет возвращения мужа. Победоносные войска вступают в город, восторженно приветствуемые народом. Роландо появляется в сопровождении друга, веронского воина Арриго. Это бывший жених Лиды, которого считали погибшим. Лида и Арриго потрясены встречей. Арриго и Роландо пытаются убедить сенатора Комо присоединиться к Милану для отпора Барбароссе. Часть сенаторов враждебна лиге. Общее смятение вызывает неожиданное появление тевтонских полчищ, однако решимость бороться до конца побеждает. Арриго принимает посвящение в члены ордена «рыцарей смерти», совершающееся в подземелье собора, и дает клятву отдать жизнь за свободу отчизны. Обращенное к нему письмо Лиды, в котором она умоляет встретиться с ней в последний раз, попадает в руки Роландо. Лида приходит в крепостную башню к Арриго, чтобы проститься с ним. Роландо застает их вместе. Тщетно пытаются они убедить его в своей невиновности. Роландо решает отомстить бывшему другу, лишив его возможности бороться за свободу отчизны. Он запирает Арриго в башне, но тот выпрыгивает из окна в крепостной ров и выбирается на свободу. Последнее действие развертывается в Милане во время битвы при Леньяно. Одержана великая победа. Тевтоны бежали, император Барбаросса выбит из седла копьем Арриго, который сам смертельно ранен в бою. Роландо признает несправедливость своих подозрений и преклоняется перед его подвигом. Арриго умирает, прославляя победу Милана.

Личный конфликт занимает в опере большое место, предваряя ситуацию некоторых последующих произведений композитора (вплоть до "Бала-маскарада"), но подчинен основному героическому действию. С высоким мастерством Верди сливает обе линии, выдвигая на первый план мотивы идейные, гражданственно-патриотические. Как в "Набукко" и "Ломбардцах", огромную роль играют хоры, выражающие ненависть к врагам, страдания народа, решимость бороться за свободу. Исполнены драматизма сцена заседания сената и в особенности 1-я к. III д. — в подземелье собора: таинственная, зловещая, романтическая сцена посвящения в «рыцари смерти» сменяется грозно-величественной клятвой Арриго с хором «Клянемся бороться с тиранами Италии». Во 2-й к. III д. композитор сосредоточивает внимание не на страданиях ревнивого мужа, а на отчаянии Арриго, лишенного возможности бороться за свободу отчизны. Запертый в башне, отрезанный от мира, он слышит звуки сигнальной трубы и воинственного марша «Да здравствует Италия!» — они дают ему силы преодолеть препятствия. В финале оперы народ торжественно славит победу, но к радости примешивается и скорбь о смерти Арриго.

«Битва при Леньяно», художественный апофеоз итальянской революции 1848-1849 гг., вызвала восторженный прием на премьере и патриотические демонстрации. Поражение революции, восстановление австрийского владычества повлекли за собой запрет оперы. Чтобы спасти ее, Верди пришлось согласиться на перенесение действия в другую страну, в другую эпоху и изменение названия. Так возникла новая редакция, названная «Осадой Гарлема». Действие было перенесено во Фландрию, а место Фридриха Барбароссы занял герцог Альба. Зрители же отлично понимали, что за Голландией скрывается Италия. Однако и в переделанном виде опера была поставлена лишь в 1861 г., когда объединение Италии в основном уже осуществилось.

В наше время «Битва при Леньяно» идет на многих итальянских сценах. Следует отметить постановку в миланской «Ла Скала» в 1961 г. (Ф. Корелли — Арриго, А. Стелла и Т. Милашкина — Лида), а также спектакли в Оломоуце (1967), Нью-Йорке (1976) и Риме (1983). В России опера была впервые поставлена в Казани (1961), затем — в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1984).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова