Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Балет

12.01.2011 в 20:48.

Раскроем томик Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это такое - балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет - пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов - «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., - музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными.

В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор.

В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, А. Хачатуряна.

Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части - классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец - тот, что в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, - очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются в концертах.

Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.

Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными.

И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета - пантомима. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.

В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.

Л. В. Михеева


Балет — это когда так танцуют, ответит вам любая девчушка-дошкольница, сделав при этом томные глаза и грациозное движение. Вот именно, что так танцуют. Не просто. Хотя в балете танцуют, балет и танец совсем не одно и то же. Всякий балет — это танец. Но не всякий танец — балет. (Как и всякая опера — пение, но не всякое пение — опера.) В чем же дело?

Танцует человечество столько времени, сколько оно существует. А вот искусство балета появилось сравнительно недавно, ему всего-то около 700 лет. В балете танцуют не так, как в народных танцах, с помощью танца показывают целый сюжет, и танец служит средством выражения весьма тонких, личных чувств героев. Чем талантливее подберутся артисты балета, балетмейстер и композитор — тем большей силы, красоты и правды достигает это искусство.

Надо сказать, что на протяжении сравнительно небольшой своей истории балет очень стремительно развивался. И если бы встретились две балерины разных эпох, они бы вряд ли поверили, что у них одна специальность. Ну наша-то современница, конечно, узнала бы свою предшественницу, потому что она читала историю балета и видела старинные гравюры с изображением балетных артистов. А вот заглянуть в будущее трудно. Каким будет балет через сто лет? Попробуй, пофантазируй!

Впрочем, так во всем. Представьте себе людей других профессий: землепашца, врача — хотя бы 300 лет назад и сейчас. Узнал ли бы предшественник своего потомка?

Балетное искусство возникло в эпоху Возрождения в Италии. Небольшие мимические и танцевальные сцены включались в праздники, маскарады, шествия, торжественные трапезы, конные турниры. Вскоре центром балетного искусства стала Франция. А наиболее благоприятное время для развития балета наступило с возникновением оперы.

Балетные представления поначалу были короткими, несамостоятельными и составляли только отдельные эпизоды оперного спектакля. Танцоры под оркестровую музыку как бы иллюстрировали с помощью особых выразительных движений какие-либо небольшие сценки.

По мере того, как жесты и движения балетного танца становились все менее условными и все более конкретными, в балете стали возможны более интересные и пространные сюжеты.

Балет привился в придворных оперных театрах всех европейских королей и императоров. Чем парадней и пышней был оперный спектакль, тем больше места в нем отводилось балету. Особенно радовали зрителя балетные интермедии (небольшие представления), которые ставили между вторым и третьим актами оперы.

Лишь к концу XVIII века стали появляться самостоятельные балетные спектакли. Несколько балетов было у К. В. Глюка, Л. Бетховен написал героический балет Прометей. Но большинство балетмейстеров и композиторов тогда, да и позже, почти в течение всего XIX века, считали, что поскольку балет — искусство танца, то музыка в нем имеет второстепенное значение. И относились к ней примерно так, как сейчас относятся к музыке в фигурном катании, цирке или аэробике. Есть живая, ритмичная музыка — и ладно. А ее выразительность, художественные достоинства — не очень-то их интересовали. Оттого-то в XVIII веке балет как искусство хоть и развивался, но почти ни одного памятного, по-настоящему ценного произведения не оставил.

Кто был революционером в балете, сделавшим его настоящим, великим искусством? Наверное, не знаете. Хотя имя этого композитора почти каждый ребенок и взрослый произнесет первым среди композиторов-классиков. Это Петр Ильич Чайковский. Он написал три гениальных балета: Лебединое озеро, Спящая красавииа и Щелкунчик. Музыка их настолько красива, выразительна и полнокровна, что прекрасно живет и сама по себе, недаром вы ее часто слышите по радио.

После Чайковского и другие композиторы стали относиться к балету как к высокому искусству. Конечно, превзойти Чайковского еще никому не удалось, но благодаря ему в XX веке появились десятки выдающихся произведений этого жанра у М. Равеля и И. Ф. Стравинского, Б. Бартока и С. С. Прокофьева. Я думаю, что балетом Ромео и Джульетта Прокофьева гордился бы сам Чайковский.

Революция коснулась не только музыки. Потому что великая музыка вдохновила балетмейстеров и артистов балета на создание новых образов и приемов балетного танца — хореографии. А потом и хореография развилась настолько, что балетмейстеры стали иногда ставить балеты на музыку симфоний, опер и других сочинений. Сейчас в балете все время появляется что-нибудь новое. Балет на льду, балет- оратория, фильм-балет, опера- балет, рок-балет.

Режиссер балетного спектакля называется балетмейстером. Но поскольку балет — искусство синтетическое, то и функции балетмейстера весьма разнообразны. Он не только разрабатывает общую драматургию спектакля, но ставит каждый жест артистов. В нем как бы совмещаются драматург, музыкант, художник и скульптор. Каждый миг действия должен представлять собой выразительную картину. И одновременно все моменты действия должны выстраиваться в динамичное целое, составлять художественный аналог музыкальной партитуры.

Поэтому балетмейстеры в том случае, когда находят подходящий сюжет, сами создают на его основе либретто. Но поскольку в балете все виды искусства тесно связаны, работа балетмейстера и композитора обычно идет совместно.

Балетмейстеров было и есть немало. Их искусство стремительно развивается. Более других в истории запоминаются имена талантливых новаторов, среди которых Ф. Хильфердинк, Жан Жорж Новер (XVIII век); Шарль Дидло, Мариус Петипа (XIX век); Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Леонид Лавровский (первая половина XX века); Морис Бежар, Леонид Якобсон, Борис Эйфман, Олег Виноградов, Юрий Григорович, Владимир Васильев (наши современники).

Однако славу балета более всего создают его артисты. Именно на них обычно ходит публика, вокруг них кипят балетные страсти. Новые имена танцовщиков могут появиться и в традиционных балетных спектаклях, но чаще их открывают вместе с новым направлением в балете. Так, о Галине Улановой заговорили в связи с новаторским балетом С. С. Прокофьева Ромео и Джульетта, талант Майи Плисецкой более всего раскрылся в балетах Р. К. Щедрина, Вацлав Нижинский получил известность, танцуя в балетах И. Ф. Стравинского, Аскольд Макаров — исполнив роль Спартака в одноименном балете А. И. Хачатуряна.

С именами Авдотьи Истоминой (начало XIX века), Анны Павловой, Тамары Карсавиной (начало XX века) связаны целые эпохи в истории балета. Они были в центре внимания, им подражали, для них создавались роли. Все названные здесь русские имена известны всему миру. Русская императорская сцена прошлого века взрастила великолепную балетную традицию, сочетавшую истоки французского мастерства и вкуса с русскими поэтичностью и трудолюбием. И по сей день работающие во всем мире крупнейшие мастера балетного танца — наследники этой школы.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова