Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Балалайка

12.01.2011 в 20:47.

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.

На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера, подобно тому, как в симфоническом оркестре основа - струнные смычковые от скрипки до контрабаса. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь - Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева.

Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

Л. В. Михеева


Даже если вы не улыбаетесь при слове балалайка, у вас все равно возникает образ удалого народного веселья. При том кажется, что балалайка существует столько, сколько русский народ себя помнит. Однако это не совсем верно. Первые сведения о балалайке, которые дошли до нас, относятся лишь к 1715 году. И если бы этот инструмент был очень древним, где-нибудь в литературе он обязательно был бы упомянут, да и в словах песен нашел бы отражение. Так что балалайка, по всей видимости, родилась уже в петровской России, хотя несомненно любовь к народным струнным щипковым инструментам сформировалась значительно раньше благодаря искусству скоморохов. В сущности, песни и пляски под балалаечные переборы продолжили скоморошью традицию.

Три струны, которые имеются на балалайке, волей-неволей ограничивают ее мелодические возможности. Однако их вполне достаточно для воспроизведения традиционного плясового репертуара, в исполнении которого мелодическое однообразие компенсируется богатством ритмики и зажигательностью игры. Балалайка также прекрасно выполняет роль аккомпанемента при пении народных песен лирического и шуточного содержания.

Новая эра в истории балалайки началась с деятельностью Василия Васильевича Андреева, который, будучи блестящим исполнителем, сконструировал улучшенную модель этого инструмента, а также его оркестровые разновидности (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас). Андреев также организовал ансамбль, ставший основой оркестра народных инструментов.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова