Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Глюка «Ифигения в Авлиде»

Iphigénie en Aulide

29.05.2011 в 18:18.

Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck)

ИФИГЕНИЯ В АВЛИДЕ (Iphigenie en Aulide) — опера К. В. Глюка в 3 д., либретто Б. Леблана дю Рулле (М. Ф. Л. Г. Леблана) по трагедии Ж. Расина «Ифигения». Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 19 апреля 1774 г.; в России — Петербург, силами придворной французской труппы, 1801 г.; на русской сцене — Москва, Большой театр, 9 апреля 1983 г., под управлением М. Эрмлера (И. Архипова — Клитемнестра).

В основе оперы — античный миф об Ифигении, дочери греческого царя Агамемнона, которую, согласно воле богов, отец должен был принести в жертву, чтобы греческие корабли могли благополучно выйти из гавани. Однако богиня Артемида (Диана) перенесла девушку в Тавриду и сделала жрицей своего храма. В опере Глюка Артемида соединяет Ифигению с ее женихом Ахиллом. Миф об Ифигении в Авлиде и в Тавриде разработан в двух трагедиях Еврипида, а позднее использован многими драматургами мира, от Расина до Гёте. На тему «Ифигении в Авлиде» создано несколько десятков опер, из которых многие пользовались успехом, пока не были вытеснены шедевром Глюка. Назовем некоторые из них: «Чудесно спасенная Ифигения» Р. Кайзера, «Ифигения» Дж. Сарти, А. Б. Колетти, «Ифигения в Авлиде» Д. Скарлатти, Дж. М. Орландини, К. Г. Грауна, Н. Порпоры, Н. Йоммелли, Т. Траэтты, П. К. Гульельми, Ф. Салари, И. Плейеля, В. Мартин-и-Солера, Н. Дзингарелли (Цингарелли), Л. Керубини, С. Майра, В. Федеричи и др. «Ифигения в Авлиде» — первая опера Глюка, написанная на французский текст для Парижа. Постановка ее вызвала яростные споры, завершившиеся победой композитора. Высокая гражданственность, свойственная его творчеству, получила яркое выражение в этом сочинении. Его героиня — не безропотная жертва, покорно идущая на гибель, повинуясь воле богов и отца; она готова отдать жизнь во имя победы над врагом.

Музыку «Ифигении в Авлиде» отличает возвышенный героический стиль. Здесь достигнуто единство слова и декламации, действий и переживаний героев. С равной силой воплощает композитор страдания и душевную борьбу Агамемнона — отца и полководца, неукротимый протест и гнев Клитемнестры против воли богов, доблесть Ахилла, нежность и величие Ифигении. Широко развиты хоровые и симфонические эпизоды оперы, открывающейся драматически выразительной увертюрой. Произведение Глюка сохранило свою художественную, а не только историческую ценность. В 1847 г. новую редакцию оперы сделал Р. Вагнер, однако его обработка нарушила стилистическое единство партитуры, романтизировав ее. «Ифигения в Авлиде» и сейчас в репертуаре немецких и других оперных театров; исполняется обычно в авторской редакции.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова