Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Альт

12.01.2011 в 16:38.

Быть может, вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто - мягкий, грудной, выразительный.

«Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе «Чайльд Гарольда» Байрона...» Так писал французский композитор Гектор Берлиоз в своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии для альта с оркестром «Гарольд в Италии».

Очень выразительно использовал характер звучания альтов Д. Д. Шостакович в симфонии «1905 год». После изображения страшной картины «Кровавого воскресенья» (так называется вторая часть симфонии) третья часть - «Вечная память» - открывается мелодией траурной революционной песни «Вы жертвою пали», которую медленно и скорбно «запевают» альты.

Сейчас альт получает все большее распространение в качестве концертного инструмента. Музыку для него пишут многие композиторы. Немецкий композитор Пауль Хиндемит, сам прекрасно игравший на альте, создал для него много произведений. Быть может самое известное из всех альтовых сочинений - последнее, написанное Шостаковичем. Это Соната для альта и фортепиано, посвященная ее первому исполнителю альтисту Федору Серафимовичу Дружинину.

Л. В. Михеева


Само слово "альт" происходит от латинского alto — высокий. Но им обозначают обычно не самые высокие, а скорее — низкие из разряда высоких голоса. Поэтому альтом называют второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада. Это низкие детские голоса, а также иногда низкие женские (меццо-сопрано, контральто).

Что же касается струнного инструмента по имени альт, то, честно говоря, мало кто из непосвященных может легко отличить альт от скрипки. Известно, впрочем, весьма широко, что альт чуть больше скрипки, а его диапазон чуть ниже скрипичного. Однако при этих "чуть"-различиях во внешности отношения между альтовой и скрипичной музыкой не столь лучезарные, как можно было бы ожидать при столь тесном родстве. Скрипачи — блестящие солисты, премьеры, баловни успеха и любимцы публики. Альтисты — обычно скромные оркестранты. Ими как будто не интересуются ни слушатель, ни композитор.

Вместе с тем никому не придет в голову, что этот инструмент не нужен. Сама непонятность его предназначения как бы олицетворяет тайну его необходимости, неприкосновенную сущность музыки. Спрятанный в середину оркестра, занимающий среднее положение между диапазонами скрипки и виолончели, он кажется ближе всего к сердцевине музыкальной материи. Между прочим, предполагают, что альт является самым ранним из инструментов скрипичной группы. Следовательно, скрипка появилась в результате стремления к извлечению звуков более высоких, легких и подвижных; а виолончель, напротив, низких, весомых.

Альтистами чаще всего становятся скрипачи, особого переучивания это не требует. Известно, что Н. Паганини и Д. Ойстрах иногда выступали и как альтисты. Гордостью советской альтовой школы являются В. Борисовский, Ф. Дружинин, из музыкантов молодого поколения — Ю. Башмет.

Несмотря на скромное звучание альта, репертуар для него растет. Классическим сочинением, в котором тембр альта олицетворяет литературного героя, является симфония Г. Берлиоза Гарольд в Италии.

Альт, как концертный инструмент, начиная с XVIII века использовали многие композиторы: И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, В. А. Моцарт, И. Е. Хандошкин, М. И. Глинка, Б. Барток, П. Хиндемит. В музыке XX века вершинами альтовой литературы стали Соната для альта и фортепиано Д. Д. Шостаковича, Концерт для альта А. Г. Шнитке.

М. Г. Рыцарева

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова