Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Allegro, аллегро

02.06.2011 в 16:14.

По-итальянски это значит "весело" или "быстро". Поэтому когда хотят обозначить живой и веселый характер музыки, то слева сверху над нотами пишут: allegro.

Потом появились и самостоятельные пьесы с таким названием. Например, Большое концертное аллегро, Драматическое аллегро, Блестящее аллегро и т. д. Если вас заинтересует, то сообщу об этом веселом allegro кое-что посложней и посерьезней.

С середины XVIII века, когда появился симфонический оркестр, а меломаны-аристократы стали весьма искушенными ценителями искусств, композиторы стали писать сонаты, ансамбли, симфонии. Это было ново, интересно, красиво. И придворные композиторы, от которых требовались новые сочинения чуть ли не к каждому празднику и приему гостей, не имели возможности постоянно изобретать что-то совсем новое и писали их по определенной форме — своего рода сценарию. Так вот, первой частью симфонии, сонаты, трио, квартета, квинтета всегда было allegro. Но это не все. Сами эти allegro тоже имели очень четкую форму-схему, которая не только не надоедала слушателям, но им всегда было интересно, каким новым музыкальным содержанием композитор эту форму наполнит. Форма эта так и называется: сонатное аллегро. Самыми большими мастерами сонатной формы были Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Сонатная форма оказалась чрезвычайно жизнеспособной, потому что пригодна для передачи музыкальными средствами острых, драматических сюжетов. Ее активно использовали и продолжают по сей день использовать почти все композиторы мира, пишущие симфонии и инструментальную музыку: Шуберт и Чайковский, Лист и Малер, Скрябин и Рахманинов, Прокофьев и Шостакович. Эта форма примечательна тем, что в ней действуют несколько музыкальных тем, которые как бы олицетворяют персонажей воображаемой драмы: сильных и слабых, героических и поэтичных, серьезных и смешных. В сонатном аллегро эти "герои" не только представляются (в первом разделе — экспозиции), но и сталкиваются между собой, преображаются (во втором разделе — разработке); в конце (в третьем, заключительном разделе — репризе) автор показывает, что с ними стало, как они изменились в результате жизненных конфликтов.

Если поначалу, в XVIII веке, форма подчинялась довольно жестким правилам и была сравнительно невелика, то позднее и особенно теперь — она весьма свободна. Но ее главная цель — показать контрастные жизненные явления и их воздействие друг на друга — остается, потому что в жизни каждого человека борьба, преодоление, развитие всегда естественны и неизбежны.

М. Г. Рыцарева

Произведения


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова