Аккомпанемент

12.01.2011 в 00:00.

Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать».

С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.

Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.

Л. В. Михеева


Я думаю, вы немало удивитесь, узнав, что одним из родственных или однокоренных слов "аккомпанемента" является тоже иностранное слово "компания". Что такое компания, вы знаете и без словаря. А есть еще в итальянском, французском, английском и других языках глагол "аккомпанировать", что значит сопровождать. Мы, однако, не скажем: "Арестованного аккомпанировал милиционер", а воспользуемся собственным словом. Но в музыкальных делах, как и вообще в области культуры, прижилось много иностранных слов, ставших международными, и мы говорим "аккомпанемент" так же часто, как и "сопровождение".

Эти слова обозначают совершенно одно и то же, но есть некоторые тонкости в их употреблении, которые и создают богатство нашего языка. Мы можем сказать: "Певец выступал в сопровождении оркестра" и не можем: "Солист выступал с аккомпанементом оркестра". Вроде и не ошибка, но звучит почти неграмотно. Или мы говорим: "Шаляпину часто аккомпанировал Рахманинов". Попробуем так: "Пение Шаляпина часто сопровождал игрой на фортепиано Рахманинов". Можно, но уж очень неуклюже.

Всего, конечно, не расскажешь. Прислушивайтесь лучше, как говорят в концертах или по радио ведущие, тогда не попадете впросак, щеголяя музыкальными терминами.

Аккомпанемент или сопровождение кажется чем-то второстепенным по отношению к главному — мелодии или партии солиста. Да он вообще и не всегда нужен. Многие мелодии, особенно народные, так хороши сами по себе, что аккомпанемент им только повредит. Но если уж композитор сочинял для солиста с сопровождением, то одно без другого будет одинаково плохо: аккомпанемент — чем-то бессмысленным и пустым, а соло — бедным, куцым. Зато все вместе — богато, объемно, выразительно. Солист и сопровождение могут вступать в диалог, передавать друг другу "слово", спорить или сливаться в согласном движении.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова