Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Палиашвили «Абесалом и Этери»

Abesalom and Eteri

22.04.2011 в 21:14.

Захарий Палиашвили (Zachary Paliashvili). Портрет работы У. Жапаридзе

АБЕСАЛОМ И ЭТЕРИ (Абэсалом да Этэри) — опера 3. Палиашвили в 4 д. (5 к.), либретто П. Мирианашвили по мотивам средневекового грузинского сказания «Этериани» с использованием стихов Ш. Руставели и И. Чавчавадзе. Написанная в 1910-1918 гг., опера была впервые исполнена в Тифлисе 21 февраля 1919 г. под управлением автора. В 1924 г. была поставлена там же К. Марджанишвили и А. Ахметели (премьера — 16 октября, под управлением автора). Театр неоднократно возвращался к этому произведению. В 1937 г. спектакль был показан в Москве на декаде грузинского искусства. Первую постановку на русской сцене осуществил в 1939 г. московский Большой театр под управлением А. Мелик-Пашаева, режиссер Р. Симонов, художник В. Рындин (премьера — 19 июня). Опера ставилась в Ленинграде, в Театре им. Кирова (премьера — 26 мая 1972 г., под управлением К. Симеонова), и на Украине (Харьков, 1931).

«Абесалом и Этери» — романтическая легенда о любви, побеждающей смерть. Царевич Абесалом и визирь Мурман во время охоты встречают прекрасную Этери, выросшую в крестьянской семье. Оба влюбляются в нее, но Мурман скрывает свое чувство. Во время свадьбы Абесалома и Этери визирь дарит ей отравленное ожерелье; тяжкий недуг поражает девушку. Мурман обещает вылечить ее в горах, где находится его замок. Абесалом вынужден согласиться, и Мурман увозит Этери. Она исцелилась, но, любя Абесалома, не может простить ему то, что он отдал ее другому. Царевич, не в силах пережить разлуку с любимой, приезжает в замок Мурмана и умирает. Этери закалывается над его трупом.

Композитор использовал богатство средств развитой музыкальной драматургии (арии, ансамбли, хоры). Музыкальный язык ярко национален, широко применяются характерные приемы грузинского народного многоголосия. Резкие контрасты света и мрака, переходы от ясной лирики к печали и скорби, волнующий драматизм и эмоциональная насыщенность, пленительный и яркий мелодизм характерны для драматургии этой оперы, сыгравшей историческую роль в развитии грузинской музыки и музыкального театра.

А. Гозенпуд

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова