Пуленк. Кантата «Лик человеческий»

Глава №89 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

С особой силой гражданские чувства Пуленка вылились в его кантате «Лик человеческий» для двойного смешанного хора a cappella (1943). В основу ее положены стихи Элюара, заимствованные из сборника «Поэзия и Правда. 1942». Это одна из общепризнанных вершин творчества Пуленка, которую можно охарактеризовать как «кантату французского Сопротивления». «В 1943 году столько людей было арестовано, выслано и даже расстреляно, и вы можете себе представить, что я должен был испытывать при виде марширующих по моему дорогому Парижу серо-зеленых мундиров, — вспоминал впоследствии композитор. — Найдя в стихах Элюара точное соответствие тому, что переживал сам, я принялся за дело с полной верой в успех, не забыв заручиться покровительством Рокамадурской Мадонны. Однако кантата моя посвящена Пикассо». И тут же Пуленк восклицает: «„Свобода", завершающая мое сочинение, — разве это не самая настоящая молитва?»

Слова, которыми заканчивается эта патриотическая «молитва», таковы:

И силой единого слова
Я вновь возвращаюсь к жизни.
Я рожден, чтоб знать тебя,
Чтоб назвать тебя,
Свобода!
*

* Перевод Вс. Рождественского.

Музыка этой восьмичастной кантаты, при всем высоком полифоническом мастерстве ее автора, кажется простой и прозрачной; каждое слово звучит с неизменной рельефностью, будь то в распеве или в речитативе. В кантате нет солистов, это как бы коллективный голос народа. Разнообразие достигается перекличкой и чередованием отдельных хоровых партий, групп и двух хоров, в кульминациях сливающихся в мощные tutti.

Первая часть — крик отчаяния: «Из прожитых мною весен эта всех страшнее была...» Но постепенно рождается и крепнет надежда: «Все же среди людей есть друзья... И мы сильны, когда мы вместе...». Эта фраза звучит уже как отзвук будущего гимна.

Вторая часть — прощание с безвременно погибшими в борьбе. Голоса звучат сухо, напряженно, и только заключительные слова — о тех, кто отдал жизнь за свободу, — полны тихой нежности и скорби.

В четвертой части («Будь терпеливой, дорогая») женские голоса в унисон очень тихо повторяют призыв к терпению (мужские голоса вторят им с закрытым ртом). Только в самом конце призыв к мщению вызывает внезапный взрыв хоровой звучности.

Драматической кульминацией кантаты является предпоследняя, седьмая часть («В черном небе нависла туча»). Она начинается фугированным изложением изломанной, скачущей по диссонантным интервалам темы. Хоры возбужденно перекликаются терпкими вертикальными комплексами. Ползучие линеарные напластования, символизирующие мрак и горе, внезапно прерываются. Еле слышно, издалека доносится светлая, приглушенная песнь надежды. Она постепенно крепнет, превращаясь в лучезарный гимн. Наконец, заключительная, восьмая часть со знаменитыми стихами, прославляющими Свободу, воспринимается как восторженная ода — предвестница победы.

Если бы Пуленк сочинил только «Лик человеческий», его имя было бы вписано золотыми буквами в историю французской музыки. Кантату, завершенную задолго до освобождения, Пуленк прятал у себя дома, затем передал издателю Руару, который тайно ее отпечатал. Ноты были переправлены в Лондон, где произведение было разучено, исполнено на английском языке и прозвучало по радио 6 января 1945 года (на французском языке оно впервые было исполнено уже после окончания войны). Когда американские войска заняли Нуазе и его окрестности, Пуленк вывесил французский флаг и поставил у открытого окна на пюпитре партитуру своей кантаты. Ему казалось, что именно ее сочинением он выполнил свой патриотический долг.

Достойна внимания и другая кантата Пуленка на стихи Элюара — «В снежный вечер» (1944). Композитор назвал ее «камерной кантатой для шести голосов (или хора a cappella)», подчеркивая этим ее интимный характер. Она овеяна печалью одиночества и по настроению ближе к его вокальной лирике тех лет, запечатлевшей минуты тоски и безнадежности, которые переживали в годы оккупации многие французы.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова