Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Онеггер. Оратория «Никола из Флю»

Глава №68 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Оратория «Никола из Флю» (1939) относится к иному жанру — картинно-повествовательному *.

* Автор предназначал ее для общенационального торжества в честь 650-летия Швейцарской Конфедерации (1939), но по условиям военного времени ораторию удалось исполнить впервые лишь 25 октября 1940 года в городе Солёре; в следующем году в городе Невшателе состоялось сценическое исполнение.

Либретто Д. де Ружмона, отмеченное высокой поэтичностью, воскрешает благородный образ национального героя Швейцарии Николаса Лёвенбрюггера, родом из Флю. Это был смелый воин и мудрый вождь, прославившийся подвигами в освободительной борьбе швейцарцев с войсками Карла Смелого, герцога Бургундского (вторая половина XV века). Швейцарцы и ныне чтят память Никола из Флю, считая его покровителем страны, защитником правды и национального единства *.

* В XVII веке католическая церковь причислила его к лику блаженных, а в XX веке он был канонизирован в качестве святого.

Онеггер и де Ружмон назвали свое произведение «драматической легендой», имея в виду не только возможность сценической интерпретации, но и концертное исполнение при участии ведущего чтеца. Эти внешние факторы сближают новую ораторию с «Царем Давидом», хотя внутреннее построение «Никола из Флю» менее дробно, части укрупнены и развиваются более целостно. По характеру музыки «Никола из Флю» ближе к «Жанне д'Арк на костре». Здесь также сильно выражено народно-жанровое начало: многие авторские мелодии органически связаны с фольклором, важную роль играет музыкальный пейзаж в качестве обрамления и фона для отдельных картин. Три больших раздела оратории, в соответствии с тремя этапами жизни героя, объединяют многочисленные сольные и хоровые эпизоды. Велико значение народно-хоровых фрагментов — в основном силлабического склада, что обеспечивает ясность словесной ткани.

Общий тонус музыки — торжественно-величавый, оживляемый батальными и пасторально-идиллическими картинами. Все повествование завершается праздничным финалом, славящим покровителя родной земли радостной перекличкой серебряных колокольных звонов. Примечательно, что все, что пишет Онеггер для Швейцарии или о ней, неизменно отмечено чертами света и радости и насыщено колоритом ее прекрасной горной природы.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова