Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Онеггер. Концертино для фортепиано и Концерт для виолончели с оркестром

Глава №64 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Постепенно Онеггер отходит в симфонических опусах от программных импульсов; этим как бы подготовляется последующий переход к многочастной симфонической структуре.

Миниатюрность четырехчастного цикла и «сонатинность» фактуры Концертино для фортепиано с оркестром (1924) обусловили наименование этого сочинения. Пианистическое письмо его прозрачно, лишено эффектов «крупной техники» и виртуозных пассажей. Общий характер скорее дивертисментный: «...кажется, что его написал сегодня Моцарт», — сказал о нем Ансерме. Действительно, что-то моцартовское есть в беспечном изяществе тем первой части и мечтательной пасторальности Larghetto. Но некоторые гармонические «дерзости», а также прямые отзвуки джаза в ритмах и тембрах духовых напоминают о музыкальной атмосфере XX века.

В кристаллизации симфонических принципов Онеггера важное значение имел Концерт для виолончели с оркестром (1929), посвященный французскому виолончелисту М. Марешалю *.

* Жанр сольного концерта во Франции после расцвета в последней трети XIX века (творчество Сен-Санса, Лало и других) оказался забытым. Он возрождается в 20-е годы XX века, сначала в виде концертных пьес (Форе — Фантазия для фортепиано с оркестром, 1918; Мийо — Пять этюдов для фортепиано с оркестром, 1920, и Три регтайма для фортепиано и малого оркестра, 1921), а затем и полномасштабного цикла. Первым образцом такого цикла явился Концерт для фортепиано, духовых инструментов и контрабасов Стравинского (1924); в дальнейшем сольные концерты создают Онеггер, Руссель, Пуленк, Мийо, Равель.

В классической структуре его трехчастного цикла (Andante — Lento — Allegro marcato) драматическим центром становится средняя часть, в которой главенствует мрачный патетический монолог виолончели, в то время как первая часть имеет лирико-повествовательный, а финал — моторно-динамический характер. Примечательно, что и в Первом, и во Втором квартетах Онеггера, так же как и в его Первой симфонии, наибольшей эмоциональной значительностью отмечены именно средние, медленные части трехчастного цикла.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова