Артюр Онеггер. Раннее творчество (окончание)

Глава №57 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Контрастом к безрадостным «Песне Нигамона» и «Притче об играх мира» явилась прозрачно-светлая «Летняя пас­тораль» для камерного оркестра — квартета деревянных, валторны и струнных (1920). Ее песенные темы (см., в част­ности, пример 17), чистые краски, свирельные наигрыши с подголосками, имитирующими птичий гомон и дремотные шорохи, свидетельствуют о преломлении давних французских традиций. Впрочем, птичий щебет вполне ассоциируется и с птицей из вагнеровского «Зигфрида».

Совместная работа Онеггера и художника Г.-П. Фоконне над постановкой «Притчи об играх мира» была продолжена ими в «Трагической пантомиме» на тему легендарного поедин­ка Горациев с Куриациями. Однако смерть Фоконне заставила Онеггера изменить первоначальный замысел: вместо пантоми­мы он создал симфоническую поэму «Гораций-победитель» (1921).

Партитура «Горация-победителя» — одно из самых слож­ных произведений молодого Онеггера. Музыка, изображающая перипетии борьбы и гибели двух античных героев, Горация и Курия, воспринимается как гипертрофированное выражение силы и ненависти, как символ исступленного взаимоистребле­ния людей. Язык поэмы атонален, линии мелоса изломанны, звучания диссонантны, а динамика обострена активным рит­мом. Широко применяются полифонические приемы — разно­образные имитации, стретты, инверсии мотивов и т. д.

Как видим, Онеггер к началу 20-х годов не чужд новым художественным веяниям. Вместе с тем в отношении к совре­менности он относительно независим: «Я не делаю культа ни из ярмарки, ни из мюзик-холла, — замечает он, прямо отстра­няясь от примитивистских и мюзикхолльных увлечений своих соратников по "Шестерке", — напротив, я поклоняюсь камер­ной и симфонической музыке, самой серьезной и суровой».

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова