Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Творчество Исаака Альбениса

Глава №205 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К содержанию

Исаак Альбенис (1860—1909) жил бурно, неуравновешенно, со всем пылом страсти отдавался любимому делу. Его детство и юность, подобны увлекательному приключенческому роману. С четырех лет Альбенис начал обучаться игре на фортепиано. Его пытались определить в Парижскую, потом в Мадридскую консерваторию. Но в девятилетнем возрасте мальчик бежит из дому, выступает в концертах. Его водворяют домой, и он вновь бежит — на этот раз в Южную Америку. Альбенису было тогда двенадцать лет; он продолжал концертировать. Неровно проходят следующие годы: с различной степенью успеха Альбенис выступал в городах Америки, Англии, Германии, Испании. Во время поездок брал уроки по теории композиции (у Карла Рейнеке, Соломона Ядассона — в Лейпциге, у Франсуа Геварта — в Брюсселе).

Встреча с Листом в 1878 году — Альбенису тогда было восемнадцать лет — явилась решающей для его дальнейшей судьбы. В течение двух лет он повсюду сопутствует Листу, становится его ближайшим учеником.

Общение с Листом оказало громадное влияние на Альбениса, причем не только в плане музыкальном, но шире — общекультурном, моральном. Он много читает (его любимые писатели Тургенев и Золя), расширяет свой художественный кругозор. Лист, так ценивший проявления национального начала в музыке и поэтому оказывавший столь щедрую моральную поддержку и русским композиторам (от Глинки до «Могучей кучки»), и Сметане, и Григу, пробуждает национальную природу таланта Альбениса. Отныне наряду с пианистической он отдается и композиторской деятельности.

После совершенствования под руководством Листа Альбенис стал пианистом крупного масштаба. Расцвет его концертных выступлений падает на 1880—1893 годы. К этому времени из Барселоны, где он до того жил, Альбенис переселился во Францию. В 1893 году Альбенис тяжело заболел, позже недуг приковал его к постели. Он умер в возрасте сорока девяти лет.

Творческое наследие Альбениса огромно — оно содержит около пятисот сочинений, из них около трехсот для фортепиано; среди остальных — оперы, симфонические произведения, романсы и пр. По своей художественной ценности его наследие очень неровно. Этому большому, эмоционально-непосредственному художнику не хватало чувства самоконтроля. Он писал легко и быстро, словно импровизируя, но не всегда умел выделить существенное, отбросить лишнее, поддавался разным влияниям.

Так, в его ранних произведениях — под воздействием кастисисмо — немало поверхностного, салонного. Эти черты порой сохранялись и в позднейших сочинениях. А вот другой пример: переживая в 90-х годах, в пору своей творческой зрелости, тяжелые материальные затруднения, Альбенис согласился написать ряд опер по заказу одного английского богача, состряпавшего к ним либретто; естественно, эти оперы оказались неудачными. Наконец, в последние пятнадцать лет жизни Альбенис испытал воздействие некоторых французских авторов (прежде всего своего друга — Поля Дюка).

И тем не менее в лучших произведениях Альбениса — а их немало! — сильно ощущается его национально-самобытная индивидуальность. Она резко обозначилась в первых же творческих исканиях молодого автора — в 80-х годах, то есть еще до опубликования манифеста Педреля.

Лучшими произведениями Альбениса являются те, в которых отображена народно-национальная стихия песен и плясок, колорит и пейзаж Испании. Это, за исключением нескольких оркестровых сочинений, фортепианные пьесы, снабженные названиями областей, провинций, городов и сел родины композитора *.

* Следует также упомянуть лучшую сарсуэлу Альбениса — «Пепита Хименес» (1896). В этом роде до него писал Педрель («Селестина», 1905), а позже — де Фалья («Краткая жизнь», 1913).

Таковы сборники «Испанские напевы», «Характеристические пьесы», «Испанские танцы» или сюиты «Испания», «Иберия» (древнее наименование Испании), «Каталония». Среди названий известных пьес встречаем: «Кордова», «Гранада», «Севилья», «Наварра», «Малага» и т. д. Альбенис давал своим пьесам также танцевальные заголовки («Сегидилья», «Малагенья», «Поло» и другие).

Наиболее полно и многосторонне в творчестве Альбениса разработан андалусский стиль фламенко. В пьесах композитора претворены типичные особенности мелодики, ритмики, гармонии, описанные выше. Щедрый мелодист, он придавал своей музыке черты чувственного обаяния:

В мелодике нередко использованы ориентальные обороты:

Удваивая голоса в широком расположении, Альбенис воссоздавал характер звучания народных духовых инструментов:

Он превосходно передавал на фортепиано своеобразие гитарного звучания (см. также пример 284 а):

Если отметить также поэтическую одухотворенность изложения и живую повествовательную манеру (родственную Шуману и Григу), станет понятным то большое значение, которое должно быть отведено Альбенису в истории испанской музыки.

* * *

Движение Ренасимьенто выдвинуло также ряд других крупных музыкантов. Таковы выдающийся виолончелист Пабло Казальс (1876—1973), пользовавшийся мировой известностью, композиторы — ученики Педреля — Энрике Гранадос (1867—1916) и замечательный знаток народной музыки, признанный глава следующего поколения испанских композиторов Мануэль де Фалья (1876—1946). Однако время расцвета их творческой деятельности выходит за рамки периода, рассматриваемого в этой книге.

* * *

Краткий список произведений Альбениса

Фортепианные произведения

Испанские напевы (5 пьес)
«Испания» (6 «Листков из альбома»)
Испанская сюита (8 пьес)
Характеристические пьесы (12 пьес)
6 испанских танцев
Первая и Вторая старинные сюиты (10 пьес)
«Иберия», сюита (12 пьес в четырех тетрадях)

Оркестровые произведения

«Каталония», сюита

Оперы и сарсуэлы

«Магический опал» (1893)
«Святой Антоний» (1894)
«Генри Клиффорд» (1895)
«Пепита Хименес» (1896)
Трилогия «Король Артур» («Мерлин», «Ланселот», «Джиневра», последняя не закончена) (1897—1906)

Песни и романсы (около 15)


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова