Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Григ. Песни и романсы. Вокально-симфонические произведения

Глава №199 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Наравне с фортепианной, Григ уделял большое внимание вокальной музыке. Подобно лирическим фортепианным пьесам, он издавал свою вокальную лирику «тетрадями». В большинстве случаев это собрания разнородных по образам и настроениям песен и романсов. Нередко такие тетради посвящены творчеству одного поэта (например, ор. 5 — X. Андерсену, ор. 21 — Б. Бьёрнсону, ор. 25 — Г. Ибсену, ор. 26 и 59 — И. Паульсену, ор. 33 — О. Винье, ор. 60 — Б. Крагу, ор. 69 и 70 — О. Бензону и т. п.). К циклам же в узком смысле слова, то есть к сборникам, обладающим определенным идейно-тематическим или сюжетным стержнем, относятся ор. 44 — «По скалам и фиордам» (тексты X. Драхмана), ор. 58 — «Норвегия» (тексты И. Паульсена) и ор. 67 — «Дитя гор» (тексты А. Гарборга).

Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. Посмертно издано еще около двух десятков пьес. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланд). Такой интерес к скандинавской литературе — и в особенности к литературе родного языка — очень характерен для Грига. Так, в 1880 году ознакомление со стихотворениями норвежского крестьянского поэта О. Винье привело его в восторг; «они имеют большое национальное значение»,— указывал Григ. На протяжении восьми-десяти дней он написал один из лучших своих сборников — ор. 33, содержащий двенадцать номеров (посмертно было опубликовано еще тринадцать песен на тексты Винье). Не менее восторженно Григ отзывался о другом норвежском писателе — А. Гарборге. «Как жаль, что Вы не сможете понять прекрасный рассказ в стихах «Дитя гор» Гарборга, откуда заимствованы песни,— писал он.— По своей непосредственности, простоте и глубине, по своей не поддающейся описанию красочности это шедевр». Цикл на тексты Гарборга также принадлежит к числу лучших камерно-вокальных сочинений Грига. Сам композитор отмечал, что «эти песни существенно отличаются от моих прежних...».

Национальное начало, так ярко проявившееся в названных сборниках, равно как и в сборнике ор. 44, легко обнаружить и в других тетрадях вокальной лирики Грига. Он неоднократно возвращался к своим излюбленным образам. Среди них можно наметить несколько групп.

Большим обаянием и национальным своеобразием отмечены простые, в народном духе, напевы Грига. Такова знаменитая «Песнь Сольвейг» из «Пера Гюнта», характерные мелодические обороты которой, как сказано, служили Григу для выражения глубоко сердечных чувств преданности и любви к родине. Так и назван один из характерных образов подобных песен — светлый, торжественный гимн «К родине» ор. 58:

Сходными средствами выражены и чувства родственной любви — сыновней или материнской. Образцы тому содержатся в «Колыбельной» ор. 9, «Горе матери» ор. 15, «Мать поет» ор. 60 и других.

Поэтические картины природы богато представлены в григовских песнях; это либо образы «лесной романтики», либо — приветливых ручейков, привольных ландшафтов. При воплощении этих светлых образов Григ использовал различные средства выразительности, но общее для них — ритмическая упругость, ясная расчлененность мелодики, подчас элементы народной танцевальности. Таковы «В челне» ор. 60, «У ручья» ор. 33, «Пастушка» ор. 58 и другие. Композитор иногда наделял эти образы чертами юмора, сближая их с изображением кобольдов и троллей в инструментальной музыке. Яркий пример тому — «Козлиный танец» ор. 67:

С другой стороны, заметное место занимает выражение элегических настроений, что нередко сближает Грига с Шуманом.

Своеобразными чертами наделены романсы, связанные с выражением субъективных чувств. Здесь встречаются образы бурной романтики, также навеянные Шуманом (например, «Осенняя буря» ор. 18). Но особенно упрочили популярность Грига романсы страстно-порывистого склада, такие, как «Люблю тебя», «Сон», «Свидание» и другие. Мелодика этих произведений отмечена декламационными чертами, которые, однако, в моменты кульминации чувства сменяются широким распевом. Гармония здесь сложнее и изысканнее; часто используются нонаккорды и септаккорды V и II ступени, альтерации, порой появляются «тристановские» обороты:

Конечно, указанными группами не исчерпывается богатое содержание вокальной лирики Грига, всегда сердечной и непосредственной. Он обращался, правда, в малой мере, и к гражданской тематике, используя гимнические обороты из своей инструментальной музыки (ср. указанные обороты из Баллады, фортепианного концерта или Второй скрипичной сонаты с песнями «Моя цель» ор. 33 или «Вергеланд» ор. 58). Есть у него и балладного склада песни («Отплытие», «Старая песнь»), и песни-монологи («Израненный» ор. 33), и другие. Но среди всего этого разнообразия, как и в фортепианном наследии, выделяются две основные струи григовского творчества — народно-песенная и лирически-субъективная.

В своей вокальной музыке Григ, за небольшими исключениями, применял форму куплетной песни. Большой мастер миниатюры, он виртуозно использовал эту простейшую форму.

* * *

Композитора влекли и замыслы большого масштаба. «Я мечтал о них — к сожалению, здоровье не позволило осуществить это»,— говорил Григ. Но все же он пробовал свои силы и в данном направлении, написав ряд вокально-симфонических драматических сцен и картин. К ним относятся: «У врат монастыря» ор. 20 (для женских голосов — соло и хора — с оркестром), «Возвращение на родину» ор. 31 (для мужских голосов — соло и хора — с оркестром) и «Олаф Трюгвасон» ор. 50 (для солистов, хора и оркестра). Сюда могут быть отнесены и «Берглиот» ор. 42 (декламация с оркестром), и музыка к пьесе «Сигурд Йорсальфар» ор. 22 и 56.

Эти произведения ораториально-симфонического плана, написанные на тексты Бьёрнстьерне Бьёрнсона, объединены единством цели: используя народные исторические предания и героику саг, на основе их образов и сюжетов Григ хотел создать национальную оперу. Он не сумел это сделать, ибо монументальные концепции, как правило, не удавались ему. Но в общении с Бьёрнсоном Григ глубже постигал черты народного характера, историю и быт своего народа. Все это подготовило свершение той большой художественной задачи, которая обессмертила имя Грига.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова