Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Школа Дворжака

Глава №189 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В конце XIX века множатся ряды чешских композиторов. В этом велика заслуга Дворжака — учителя и воспитателя молодежи. В его классе сформировалось несколько десятков музыкантов. Двое из них после смерти учителя продолжали в консерватории его дело, воспитывая в том же духе молодых чешских композиторов. Это — Йозеф Сук (1874—1935; некоторое время, вместе с другим учеником Дворжака Оскаром Недбалом, был участником «Чешского квартета») и Витезслав Новак (1870— 1949).

Но авторитет Дворжака был столь велик, что даже те, кто у него не обучался, стремились избрать его образцом себе. Наравне со Сметаной он воспитывал их личным примером — своим творчеством.

К числу таких «косвенных» учеников классиков чешской музыки принадлежат два крупнейших композитора: Леош Яначек (1854—1928) и Йозеф Богуслав Фёрстер (1859—1951). Их творчество, особенно Яначка, полно и многосторонне проявилось в XX столетии и поэтому здесь не рассматривается. Однако уже в конце XIX века они создали оперы, которым суждено было сказать новое слово в отечественном музыкальном театре *.

* Фёрстер написал также хоровое сочинение — оно называется «Сеятель» (1896), в котором впервые затронул острую социальную проблематику, связанную с жизнью рабочих. К аналогичной тематике позже обратился и Яначек в своем хоре «Маричка Магдонова» (1906—1907, из жизни шахтеров).

«Ева» Фёрстера (1897) и «Енуфа» (известна также под названием «Ее падчерица», 1903) Яначка обновляют сметановские традиции в опере. Это драмы из народной жизни, обличающие косность патриархального быта деревни. Данные произведения следует рассматривать как высокохудожественные образцы критического реализма в чешской музыке.

К началу XX века заканчивается классический период чешской музыкальной культуры. Изменения, произошедшие в социально-политической и культурной жизни страны, выдвигают перед композиторами новые творческие задачи.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова