Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Дворжак. Вокальная музыка: сольные песни и хоры

Глава №186 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Проникновенным лиризмом овеяны также песни и романсы Дворжака. Их список открывает созданный в начале творческого пути композитора вокальный цикл «Кипарисы» (восемнадцать песен, 1865). «Представьте себе юношу, который влюблен,— вот содержание этих песен»,— так характеризовал любимое свое произведение Дворжак. Как указывалось выше, он позже неоднократно возвращался к образам и мелодиям этого цикла.

Особо примечателен в вокальной лирике Дворжака его интерес к народной тематике. Не прибегая к фольклорным мелодиям, он, однако, часто пользовался в своей музыке народными текстами. Причем, как и Брамсу, ему свойственна широта подхода к текстам: наряду с чешским фольклором он обращался к сербскому («Четыре сербских песни», 1872), греческому («Три новогреческих стихотворения», 1878), цыганскому, точнее — венгерскому («Цыганские напевы», семь песен, 1880), словацкому («В народном духе», 1886), моравскому (прославившие Дворжака «Моравские дуэты» для сопрано и альта, тринадцать песен, 1876; помимо того, еще восемь дуэтов, 1875 и 1877 год).

Особняком стоят сочиненные в годы пребывания в Америке «Библейские песни» (десять пьес, 1894). Они написаны на старочешский перевод псалмов Давида. «Это — лучшее, что я создал в данной области»,— указывал сам Дворжак. Действительно, глубина содержания и мудрая простота выразительных средств выделяют эти песни среди всей его вокальной лирики. По своему настроению они сродни кантате «Stabat mater» *.

* Насколько круг образов «Stabat mater» близок «Немецкому реквиему» Брамса, настолько же «Четыре строгих напева» последнего, написанные спустя два года после «Библейских песен», напоминают по замыслу этот цикл Дворжака.

Аналогичны и причины, побудившие композитора создать их: на сей раз это было известие о смерти Чайковского, которого Дворжак преданно любил, а также о кончине близкого своего друга — известного пианиста и дирижера Ганса Бюлова.

* * *

Патриотическим содержанием отмечены сравнительно немногочисленные хоровые сочинения Дворжака. Созданные на протяжении шести лет (1876—1882), они предназначались главным образом для исполнения силами любительских коллективов. Здесь также встречается немало народных текстов — чешских, словацких, моравских. Более широко задуман поэтичный цикл для смешанного хора без сопровождения «Среди природы» (пять пьес, 1882).


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова