Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Антонин Дворжак. Кантаты и оратории

Глава №185 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Надо упомянуть еще один источник, питавший народно-сказочную, легендарную струю оперного творчества Дворжака. Это его кантаты и оратории, работа над которыми началась еще в 70-х годах.

«Гимном» назвал Дворжак свою первую кантату для смешанного хора и оркестра (1872, новая редакция 1880). Она известна также под названием «Наследники Белой горы». Первая часть кантаты посвящена выражению скорби угнетенного народа, которая во второй части сменяется прославлением горячо любимой родины; разрастаясь, воинственная маршевая тема приводит к мощной кульминации.

Следующее произведение Дворжака — Баллада для солистов, смешанного хора и оркестра (1884) — вдохновлено легендарными сюжетами, распространенными в чешском фольклоре. В них рассказывается о невесте, которая с нетерпением ожидает приезда своего жениха, не зная о том, что он уже умер; явившийся вместо него призрак увозит девушку на кладбище. Там по одним версиям легенды она гибнет (см. балладу Бюргера «Ленора», известную у нас в переводе Жуковского под названием «Людмила»), по другим — спасается молитвой; Дворжак избрал последний вариант. Баллада имеет подзаголовок: «Свадебные рубашки, или Невеста призрака». В ее трех частях выразительно переданы тревожные чувства ожидания девушки, демоническая скачка в объятиях призрака и высокодраматическая сцена на кладбище.

Вершину творчества Дворжака в этом жанре образует оратория «Святая Людмила» для солистов, хора и оркестра (1885 — 1886). Согласно древним народным поверьям, легендарная Людмила является покровительницей чешских земель (ср. со святой Женевьевой во французских преданиях). В первой части оратории, сюжет которой относится к концу IX века, изображается языческое празднество; во второй — встреча Людмилы с ее будущим мужем князем Боривоем; в третьей — свадебное пиршество и ликование народа, принявшего вслед за ними христианство. Величавая концепция, с мощными хоровыми фресками, богатством музыкальных характеристик, выдвигает это произведение в ряд лучших ораторий, созданных в XIX веке.

Дворжак оставил также кантатно-ораториальные сочинения на духовные католические тексты. Однако, вопреки тексту, эти произведения начисто лишены религиозной мистики, воздействия ортодоксальной церковной идеологии. Ведь недаром Дворжак в своей «Гуситской увертюре» возвеличил героическую эпоху отечественной истории, когда католицизм был изгнан из чешских земель! Две полярные сферы чувств затронуты в этих сочинениях: с одной стороны, чувства скорби, светлой печали, умиротворенной грусти, с другой — полное сердечного тепла экстатическое прославление жизни.

Такова десятичастная кантата «Stabat mater» («Скорбящая богоматерь», 1876—1877). Это глубоко лиричное призведение Дворжак написал под впечатлением горестных событий в своей личной жизни: в 1875—1877 годах смерть похитила у него одного за другим троих детей. По складу своему «Stabat mater» напоминает «Немецкий реквием» Брамса.

С именем Брамса Дворжак связал другое крупное сочинение — Реквием (1890), который он посвятил своему другу и благородному покровителю.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова