Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Антонин Дворжак. Камерно-инструментальные произведения

Глава №182 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Наряду с симфонической важное значение в наследии Дворжака имеет камерно-инструментальная музыка. Конечно, во многом близки друг другу эти две сферы. Однако в связи с особенностями жанра камерно-инструментальные сочинения наделены более тонким рисунком, разнообразной отделкой психологических нюансов.

Всего к этому жанру принадлежит тридцать одно произведение Дворжака, с обычной для классического цикла четырехчастной структурой (лишь четыре цикла трехчастны и по одному — пятичастны и шестичастны).

Очень характерен для лирического дарования Дворжака его рано пробудившийся интерес к камерной музыке: он обратился к ней еще в 60-х годах, на заре своей творческой биографии. Это, казалось бы, удивительно, ибо первый чешский профессиональный квартет дебютировал в Праге лишь в 1873 году. Но если вспомнить, что в чешской народно-музыкальной практике инструментальные ансамбли были широко популярны еще с XVII века, тогда придется признать не только влияние Гайдна и Бетховена, Моцарта и Шуберта на первые юношеские годы Дворжака, но и прочно утвердившейся национальной традиции.

Так или иначе, к 1879 году, то есть в тридцативосьмилетнем возрасте, Дворжак уже являлся автором десяти струнных квартетов. Десятый квартет Es-dur op. 51 — относится к лучшим у Дворжака. Чарующей поэзией простых, радостных чувств проникнуты все части цикла. Незадолго до того композитор закончил первую тетрадь «Славянских танцев». Славянским колоритом отмечен и этот квартет, в первой части которого передано веселое, с оттенком юмора, настроение; вторую часть образует «думка» (по форме это рондо с двумя контрастирующими разделами), третью — безыскусный «романс»; четвертая же часть (как и первая — в сонатной форме) выдержана в духе оживленной, истинно чешской скочны.

К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит также фортепианный квинтет A-dur op. 81 (второй по счету, 1887 год). И здесь преобладает светлое, радостное приятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться — мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству! Отметим попутно, что вторая часть квинтета вновь обозначена как «думка» (в концентрической форме: abcaba), а третья — как «фуриант». Музыка же финала увлекает зажигательным весельем.

Наконец, выделим еще одно сочинение Дворжака, опять обнаруживающее славянские симпатии автора. Это — «Думки» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 90 (1890—1891), содержащие тесно связанные друг с другом шесть пьес. Здесь Дворжак отошел от обычной структуры сонатного цикла. Вначале, как эпический запев, звучит тема у скрипки, приобретающая затем важное значение. В следующем разделе первой «Думки» та же тема идет в дважды убыстренном движении, тогда как в верхнем регистре фортепиано проходят контрапунктирующие подголоски танцевального склада.

Подобное сочетание распевности и танцевальности пронизывает все пьесы. Однако в четвертой «Думке» русская по духу протяжная песня неожиданно приобретает героически-балладный облик.

Взволнованная патетика слышится и в начальных жалобных интонациях шестой «Думки», а весь цикл завершается порывистым движением, звучащим как мятежный призыв.

Самобытное содержание, совершенство выражения, демократизм музыки Дворжака находят в данном цикле замечательное воплощение.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова